ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН
Дата публикации: 21 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фильм открывается синтезаторной версией «Погребальной музыки для королевы Марии» Генри Перселла, помещая зрителя в атмосферу неопределённости и тревоги. И тому есть основания. Первое, что видит человек, начавший смотреть «Заводной апельсин», это настойчиво-ироничный взгляд исподлобья молодого хулигана Алекса со стаканом молока, и данное сочетание не обещает уже ничего хорошего. Алекс (актёр Малкольм Макдауэлл) получает удовольствие от актов ультранасилия, и нас ждёт калейдоскоп кровавых событий под звуки россиниевской увертюры к Сороке-воровке. Так, шайка избивает бездомного старика, вступает в драку с соперниками, носится на спортивном автомобиле по окрестностям, проникает в дом писателя и измывается на его женой. Легко и изящно.

Однако Россини — не единственный спутник налётчиков. Затем герои возвращаются в бар, где Алекс ударяет тростью своего товарища — за то, что тот мешает ему наслаждаться случайно услышанным фрагментом из Девятой симфонии Бетховена. Эта музыка (в двух ее ипостасях — классической от Венского филармоникера и синтезаторной) играет в фильме особую роль, ставя множество вопросов. 9-я симфония – любимое произведение Алекса, он впадает от нее в состояние, близкое к экстазу.
Какой смысл вкладывает в это режиссёр Кубрик? С одной стороны, можно подумать, что кинокартину — как и опус Бетховена — пронизывает идея свободы. Да, но только какой? Доведённой до крайности? «И снова мне на память пришла чудесная музыка. Я сразу понял, что мне нужно делать», — говорит герой перед очередной вылазкой.
С другой стороны, следует вспомнить, что, по сюжету, Алекса ловят и отправляют на принудительное экспериментальное лечение. При этом, оно оказывается не менее жестоким, чем преступления героя. Ему, среди прочего, показывают кадры фашистской хроники под звуки той самой 9-й симфонии. Испытуемый кричит, что включать эту музыку под кадры фашистского варварства — грех. Он возмущается этой взаимосвязью. Похоже, для режиссёра безнравственность хулигана имеет продолжение в обществе, которое его воспитывает…
«Это история сомнительного излечения подростка-правонарушителя, социальная сатира о контроле над человеком. И в то же время это дискуссия о свободе воли», — уточняет сам Кубрик, выбрав Бетховена в качестве камертона своих заводных рассуждений.
Заводной апельсин, Стенли Кубрик, 1971 г.
Последние события
На Красной площади наградили юных чтецов
На Книжном фестивале «Красная площадь» наградили лауреатов конкурса юных чтецов «Живая классика». Ими стали школьники в возрасте от 10 до 17 лет.
Современные мультсериалы переведут на жестовый язык
Союзмультфильм переведёт часть современных мультсериалов на русский жестовый язык. Так, в список войдут ленты «Монсики», «Тайны медовой долины», а также новые серии «Простоквашино».
В Минкультуры России рассказали о поддержке арктических культурных площадок
Минкультуры России планирует оснастить инструментами и литературой 17 детских школ искусств и колледжей в Арктической зоне. Современное оборудование также установят в 8 театрах.