Натуральная валторна

Дата публикации: 29 августа 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Музея музыки демонстрируется редкий в наши дни инструмент — натуральная валторна с вставными трубками. Они называются инвенциями (латинское слово, означающее «изобретение»).
Валторна изготовлена в конце XVIII века немецкой фирмой «Дуиршмидт». Инструмент ведет свое происхождение от охотничьего рога. В XV–XVI веках он был распространён при дворах европейских монархов. Не случайно название валторны по-немецки звучит как «вальдхорн» — «лесной рог». К концу XVII века охотничий рог приобрёл форму разомкнутого круга, напоминающую улитку, — и превратился в натуральную валторну. По сравнению с рогом она обладала более мягким звучанием и постепенно утвердилась в составе оркестра. Однако звукоряд этого инструмента был весьма ограничен, поэтому при игре в разных тональностях приходилось использовать несколько инструментов с разным строем.
Натуральная валторна
В середине XVIII века дрезденский музыкант Антон Йозеф Хампель предложил новый приём игры на валторне: правая рука вводилась внутрь раструба, что позволило извлекать хроматические звуки и корректировать высоту некоторых тонов натурального звукоряда.
Но Хампель на этом не остановился. Он изобрел дополнительные трубки-инвенции, которые вставлялись в корпус инструмента и могли свободно двигаться. Это позволяло расширять звукоряд и менять строй прямо во время игры. Тембр инструментов этой конструкции отличался благородством. А если учесть, что и технические возможности валторны расширились, совсем не удивительно, что она стала гораздо шире использоваться в оркестровой музыке.
В 30-х годах XIX века появляется следующее поколение инструментов — вентильные валторны, которые могут извлекать весь хроматический звукоряд. Постепенно они стали вытеснять натуральные инструменты. Но на эту замену ушёл почти весь XIX век. Композиторы и исполнители долго не могли смириться с утратой натуральных валторн, обладавших ни с чем не сравнимым бархатным тембром. Поэтому практически весь валторновый репертуар не только классицизма, но и романтизма предназначен именно для натуральных валторн с дополнительными трубками. Это концерты для валторны с оркестром Гайдна и Моцарта, соната для валторны и фортепиано Бетховена, оперы Вебера, симфонии Мендельсона, Шумана и Берлиоза… В этих сочинениях выявлено всё разнообразие звучания валторны — от нежного и поэтичного до величавого и торжественного. И даже такой радикальный новатор, как Рихард Вагнер, продолжал использовать в своих партитурах натуральные валторны.
Инструмент именно такого типа — инвенционная валторна — хранится в музейной коллекции.
Несмотря на широкое распространение вентильных валторн, натуральные инструменты никуда не исчезли. А сегодня они переживают своего рода Ренессанс. И связано это, прежде всего, с аутентичным исполнительством, когда музыку стараются играть на инструментах той эпохи, в которую она была создана.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние события

Иваново проведёт «Дни российской культуры»

Фестиваль искусств «Дни российской культуры» пройдёт с 23 октября по 6 ноября в Ивановской области. Откроется фестиваль спектаклем Театра имени Сац «В шесть часов вечера после войны».

Назначен исполняющий обязанности Щепкинского училища

Антон Лещинский назначен исполняющим обязанности ректора Высшего театрального училища имени Щепкина, сообщили в Минкультуры Ранее занимавший должность ректора Борис Любимов стал президентом вуза.

Лещенко готовит концерт в Кремлёвском дворце

Народный артист РСФСР Лев Лещенко посвятит концерт 50-летию песни «День Победы» и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вечер пройдёт 1 декабря в Кремлёвском дворце.

Поиск по сайту