Кантеле

Дата публикации: 15 апреля 2019

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки собрано 12 редких струнных инструментов северных народов — кантеле; из них 9 карельских и 3 финских. Поступили они в разное время и из разных организаций: Московской консерватории, Государственного института музыкальной науки; Всесоюзного Дома народного творчества и Министерства просвещения Финляндии.
В постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» демонстрируется самый старший инструмент этого семейства из музейного собрания — карельский десятиструнный кантеле работы неизвестного мастера 1880-х годов. Это инструмент типа русских гуслей. При игре его держали на коленях, играли соло или аккомпанировали пению.
Кантеле
Происхождение кантеле поэтично описывается в рунах знаменитого карело-финского эпоса «Калевала», изданного в 1835 году финским ученым-фольклористом Элиасом Лённротом. Легендарный герой эпоса, старец-волшебник Вяйнямёйнен, изготовил корпус кантеле из костей рыбы, а струны — из конского волоса. Только старец мог извлекать из кантеле завораживающие звуки, от которых слезы выступали на глазах, «и все живущие в воздухе, на земле и в море», птицы, рыбы и животные собирались послушать его игру, и, ликуя, восторгались». Слово «кантеле» заимствовано из языков древних прибалтов, и вероятно, происходит от слов «канси» — крышка, «канта» — носить или «канто» — пень. Народные кантеле в деревнях Карелии имели от 5 до 24 струн. У старинных кантеле струны были жильные, на более поздних инструментах струны металлические. У ранних кантеле корпус выдалбливали снизу и не закрывали. Позже корпус стали выдалбливать сверху и закрывать декой, в ней вырезали резонаторные отверстия в виде кружков, треугольников, крестиков. Позже корпуса кантеле стали склеивать из досок ольхи, ели, сосны или березы. Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем. На нём воспроизводили лишь определённые наигрыши. Однако в 1920-е — 30-е годы Виктор Пантелеймонович Гудков — поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист — решил подхватить идею Василия Андреева: возродить старинные народные инструменты. Гудков усовершенствовал кантеле и создал семейство хроматических инструментов. Благодаря усилиям Гудкова в Карелии появился уникальный фольклорный коллектив, который в 1936 году был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле». Одна из жемчужин коллекции Музея — семейство кантеле разного диапазона: пикколо, прима, баритон и бас. Все они имеют по 25 струн. Виктор Гудков изготовил их в Петрозаводске в 1930-е годы.
Кантеле
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние события

Аванс для восходящих кинозвёзд

На 47-м Московском кинофестивале вручили премию «Аванс», которой журнал «КиноРепортёр» отмечает перспективных молодых артистов. Победителями стали Алёна Долголенко и Владислав Миллер.

Номер с бокалами повторят на бис

В Большом театре анонсировали дополнительный показ лирико-комической оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Постановку Мариинского театра покажут 27 апреля.

Лонг-лист «Большой книги»

Объявлен длинный список XX сезона национальной литературной премии «Большая книга». В лонг-лист вошли 40 произведений, из них 14 — в жанре нон-фикшн.

Поиск по сайту