Кантеле
Дата публикации: 27 августа 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки собрано 12 редких струнных инструментов северных народов — кантеле; из них 9 карельских и 3 финских. Поступили они в разное время и из разных организаций: Московской консерватории, Государственного института музыкальной науки; Всесоюзного Дома народного творчества и Министерства просвещения Финляндии.
В постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» демонстрируется самый старший инструмент этого семейства из музейного собрания — карельский десятиструнный кантеле работы неизвестного мастера 1880-х годов. Это инструмент типа русских гуслей. При игре его держали на коленях, играли соло или аккомпанировали пению.

Происхождение кантеле поэтично описывается в рунах знаменитого карело-финского эпоса «Калевала», изданного в 1835 году финским ученым-фольклористом Элиасом Лённротом. Легендарный герой эпоса, старец-волшебник Вяйнямёйнен, изготовил корпус кантеле из костей рыбы, а струны — из конского волоса. Только старец мог извлекать из кантеле завораживающие звуки, от которых слезы выступали на глазах, «и все живущие в воздухе, на земле и в море», птицы, рыбы и животные собирались послушать его игру, и, ликуя, восторгались».
Слово «кантеле» заимствовано из языков древних прибалтов, и вероятно, происходит от слов «канси» — крышка, «канта» — носить или «канто» — пень.
Народные кантеле в деревнях Карелии имели от 5 до 24 струн. У старинных кантеле струны были жильные, на более поздних инструментах струны металлические. У ранних кантеле корпус выдалбливали снизу и не закрывали. Позже корпус стали выдалбливать сверху и закрывать декой, в ней вырезали резонаторные отверстия в виде кружков, треугольников, крестиков. Позже корпуса кантеле стали склеивать из досок ольхи, ели, сосны или березы.
Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем. На нём воспроизводили лишь определённые наигрыши.
Однако в 1920-е — 30-е годы Виктор Пантелеймонович Гудков — поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист — решил подхватить идею Василия Андреева: возродить старинные народные инструменты. Гудков усовершенствовал кантеле и создал семейство хроматических инструментов. Благодаря усилиям Гудкова в Карелии появился уникальный фольклорный коллектив, который в 1936 году был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле».
Одна из жемчужин коллекции Музея — семейство кантеле разного диапазона: пикколо, прима, баритон и бас. Все они имеют по 25 струн. Виктор Гудков изготовил их в Петрозаводске в 1930-е годы.

Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)
Последние события
Иваново проведёт «Дни российской культуры»
Фестиваль искусств «Дни российской культуры» пройдёт с 23 октября по 6 ноября в Ивановской области. Откроется фестиваль спектаклем Театра имени Сац «В шесть часов вечера после войны».
Назначен исполняющий обязанности Щепкинского училища
Антон Лещинский назначен исполняющим обязанности ректора Высшего театрального училища имени Щепкина, сообщили в Минкультуры Ранее занимавший должность ректора Борис Любимов стал президентом вуза.
Лещенко готовит концерт в Кремлёвском дворце
Народный артист РСФСР Лев Лещенко посвятит концерт 50-летию песни «День Победы» и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вечер пройдёт 1 декабря в Кремлёвском дворце.