Издание шести русских песен Ивана Хандошкина (1794)

Дата публикации: 23 ноября 2018

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах музея музыки хранится издание шести русских песен с вариациями для двух скрипок Ивана Хандошкина, вышедшее в конце XVIII века в издательстве Иоганна Герстенберга, уроженца немецкого города Гота.
Герстенберг получил юридическое образование в Лейпциге, но помимо юриспруденции увлекался музыкой, писал песни и сонаты. В 1790 году он переехал в Санкт-Петербург, где основал сначала книжное, а затем и музыкальное издательство, типографию, ряд магазинов. Помимо Петербурга, Герстенберг вёл активную издательскую деятельность в Москве и Киеве. Первые русские нотные журналы вышли именно в его издательстве. Там же увидел свет календарь-альманах «Карманные книжки для любителей музыки». В него вошли не только произведения русских композиторов, но и информация о них. Первое русское издание оперы Моцарта «Волшебная флейта», произведений Дмитрия Бортнянского также выполнены в издательстве Герстенберга. Публиковал он и сочинения композитора и органиста Осипа Козловского. Среди других русских авторов, музыку которых печатал предприимчивый немец, был Иван Хандошкин — скрипач, композитор, педагог.
Издание шести русских песен Ивана Хандошкина (1794)
Его отец — Остап Лукьянович — был портным, что не мешало ему играть при дворе Петра Третьего, быть валторнистом и певчим капеллы графа Шереметева. Сам же Иван Хандошкин играл сначала на балалайке, затем на скрипке. Этому искусству его обучал Тито Порто — скрипач придворного оркестра. Способности молодого Хандошкина заметил Лев Нарышкин — меценат, фаворит Петра Третьего и Екатерины Второй. В пятнадцать лет Иван Хандошкин был принят в придворный оркестр и дослужился до должности капельмейстера. Он стал первым преподавателем скрипки в Академии художеств. Дело в том, что в 18-м веке в Академии преподавали не только предметы, которые относились живописи, но и дисциплины из других искусств. В 1797 году Хандошкин основал в Кременчуге музыкальное учебное заведение, близкое консерватории. В нем обучалось около пятидесяти певцов, при заведении существовал и свой оркестр.
Хандошкина называли «Русским Паганини». Он выступал и на придворных концертах, и на ярмарочных гуляниях, — будучи выходцем из простой среды, композитор очень любил народные напевы.
Творческое наследие Хандошкина насчитывает около ста сочинений — в том числе сонаты, концерты, вариации на русские темы, пьесы для гитары, балалайки, фортепиано. Есть сведения, что композитор писал музыку и для придворных балетов. К сожалению, музыкальное наследие Хандошкина практически не сохранилось, многое утрачено безвозвратно. Тем большую ценность представляет издание Иоганна Герстенберга — оно позволяет прикоснуться к таланту русского композитора и скрипача-виртуоза.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние события

Объявлена программа фестиваля Игоря Бутмана

Объявлена программа Второго международного джазового фестиваля Игоря Бутмана, который пройдёт с 21 по 27 июля в Петербурге. В смотре примут участие более 600 артистов, включая Квартет Игоря Бутмана.

В Петербурге стартует «Бродский Drive»

XI Международный музыкальный фестиваль «Бродский Drive» открывается 11 июля в Петербурге. Смотр соберёт любителей джаза в Шереметевском саду, рядом с Музеем Анны Ахматовой.

Мельница «Мулен Руж» снова вращается

Крылья мельницы знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вновь начали вращаться спустя более года после обрушения старой конструкции. 10 июля состоялся торжественный запуск обновлённых лопастей.

Поиск по сайту