М. В. Нестеров. «Святая Варвара»

Дата публикации: 30 мая 2019

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Картины Михаила Васильевича Нестерова занимают особое место в собрании Николая Семеновича Голованова. Выдающемуся дирижеру не только было близко по духу творчество художника. С Нестеровым они много общались и имели схожие интересы в вопросах веры и религиозного искусства.
Их знакомство началось во времена службы Голованова в качестве регента хора Марфо-Мариинской обители. Нестеров в те годы вместе с Павлом Кориным занимался росписями храма Покрова Богородицы, построенного Алексеем Щусевым на территории обители. Знакомство молодого музыканта Николая Голованова с известным художником состоялось, очевидно, в 1909 году. Известен даже такой случай: Голованов и Нестеров вместе играли на рояле для великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Позднее Голованов вспоминал: «…Нигде так чудесно не звонили, как в Ростове. Озеро Неро, куда неслись по воде эти звуки, напомнило мне, как мы с Михаилом Васильевичем Нестеровым играли в 4 руки на белом громадном рояле Николаевского дворца в Московском Кремле. И слушала нас великая княгиня…». Одна из самых лирических работ Нестерова в собрании великого дирижера — «Святая Варвара», эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
М. В. Нестеров. «Святая Варвара»
Прообразом для картины послужил портрет Елены Праховой, с которой в дальнейшем у Нестерова были связаны личные душевные переживания. Художник писал: «В образе есть воодушевление, экстаз, и я дерзаю думать, что из моих произведений это пока одно из самых тонких». В эскизе «Святая Варвара» из собрания Голованова нашел отражение оригинальный «нестеровский» стиль, присущий многим его монументальным росписям. Здесь сочетаются средиземноморский пейзаж раннехристианских территорий, созданный по мотивам итальянских пейзажей, и образ Варвары, наделенный национальными русскими чертами. Елена Прахова была дочерью профессора истории искусств Адриана Прахова, который возглавлял комиссию по строительству Владимирского собора в Киеве. Вокруг неё собирались и другие художники, работавшие над созданием живописного убранства собора. Талантливая девушка, увлекавшаяся музыкой и изобразительным искусством, добрая и чистая душой, — она была центром этого художественного кружка, прекрасной дамой, которой все поклонялись. Ее образ еще не раз появится и в работах самого Нестерова, и на полотнах Васнецова и Врубеля. Для Нестерова образ Лёли, как нежно называли девушку в её ближайшем окружении, был источником поэзии и художественного вдохновения, что отразилось в лирическом утонченном портрете. А для Голованова «Святая Варвара» стала прообразом девы Февронии из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Л. Черник
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние события

Аванс для восходящих кинозвёзд

На 47-м Московском кинофестивале вручили премию «Аванс», которой журнал «КиноРепортёр» отмечает перспективных молодых артистов. Победителями стали Алёна Долголенко и Владислав Миллер.

Номер с бокалами повторят на бис

В Большом театре анонсировали дополнительный показ лирико-комической оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Постановку Мариинского театра покажут 27 апреля.

Лонг-лист «Большой книги»

Объявлен длинный список XX сезона национальной литературной премии «Большая книга». В лонг-лист вошли 40 произведений, из них 14 — в жанре нон-фикшн.

Поиск по сайту