Дом Римских-Корсаковых в Тихвине

Дата публикации: 1 августа 2019

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музее хранится серия акварелей художницы Елены Яковлевой с видами города Тихвина. На одном из рисунков изображён одноэтажный деревянный дом с мезонином, стоящий на обрывистом берегу реки. Здесь, в двухстах километрах от Санкт-Петербурга, 18 марта 1844 года родился Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дом был построен дедом композитора в самом начале XIX века и сохранился до наших дней. Речка Тихвинка, когда-то полноводная, теперь обмелела и судоходна лишь для маленьких лодок, вроде той, что видна на рисунке. На противоположном берегу реки находился Тихвинский Успенский мужской монастырь.
Римский-Корсаков провёл в Тихвине детские годы. Именно здесь рано обнаружились музыкальные способности будущего композитора. В доме было старое фортепиано, на котором играли все члены семьи. Отец Андрей Петрович пел под собственный аккомпанемент. Мать София Васильевна в молодости училась игре на фортепиано, она тоже играла и пела. Наиболее музыкально одарённым был дядя — Петр Петрович, служивший в Тихвине почтовым чиновником. Он очень любил народные песни и часто пел их своему племяннику. Позже композитор вспоминал: «Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трёх или четырёх лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Кроме пения моего отца, оставалась духовная музыка, то есть пение в женском и мужском монастырях. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно».
Дом Римских-Корсаковых в Тихвине
В Тихвине появились первые музыкальные сочинения будущего композитора. Это были вокальный дуэт на слова из детской книжки и увертюра для фортепиано. Автор ими гордился.
Тихвинский период, а с ним и детство, закончились в возрасте 12-ти лет. Отец отвёз мальчика в Санкт-Петербург и определил в Морской корпус. Фамильной профессией в семье Римских-Корсаковых была морская служба, а не музыка. Но детские впечатления, и прежде всего, музыкальные, впоследствии сказались в творчестве. В увертюре «Светлый праздник» можно услышать перезвон колоколов тихвинского Успенского монастыря. Народные песни, хороводы и обряды вошли в музыку опер композитора. Навсегда запомнилась и полюбилась ему скромная и поэтичная северная природа. В операх Римского-Корсакова изображению картин природы отведено значительное, порой самостоятельное место.
Поэтому так ценна и важна скромная, на первый взгляд, акварель из музейной коллекции — она позволяет нам заглянуть в детство великого композитора, лучше понять истоки его творчества.
Произведения изобразительного искусства — важная часть нашей истории и культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние события

Аванс для восходящих кинозвёзд

На 47-м Московском кинофестивале вручили премию «Аванс», которой журнал «КиноРепортёр» отмечает перспективных молодых артистов. Победителями стали Алёна Долголенко и Владислав Миллер.

Номер с бокалами повторят на бис

В Большом театре анонсировали дополнительный показ лирико-комической оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Постановку Мариинского театра покажут 27 апреля.

Лонг-лист «Большой книги»

Объявлен длинный список XX сезона национальной литературной премии «Большая книга». В лонг-лист вошли 40 произведений, из них 14 — в жанре нон-фикшн.

Поиск по сайту