«Пережимы» и круги на струнах

Дата публикации: 19 марта 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы поговорим о самом интересном — приёмах игры и репертуаре музыкантов: что мечтают играть виолончелисты, с чего начать знакомство с виолончелью, и что слушать, если азы пройдены.
С самого детства виолончелистам говорят: «Чайковский — наше всё». Неудивительно, что сыграть его становится их голубой мечтой. Так же было и с Юлией Мигуновой, виолончелисткой Симфонического оркестра радио «Орфей»(открывается в новом окне).
Ю. Мигунова: На меня сильное впечатление произвела в музыкальном училище Увертюра Чайковского «Ромео и Джульетта». Мы занимали кабинки с проигрывателями, там были пластинки, фонотека. Мы сидели и там всё слушали. Я, мне кажется, дырку протёрла в этой пластинке, переслушивая «Ромео и Джульетту». Бесподобная музыка!
Другим откровением для Юлии Мигуновой стал Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели.
Ю. Мигунова: Я послушала эту музыку впервые в школе, и она просто навязчивой идеей стала. Я со школы начала разбирать. Ну, конечно, у меня плохо получалось. Потом в итоге мне удалось сыграть Концерт, уже когда я закончила консерваторию. Для меня это было что-то суперневероятное, очень красивое.
«Пережимы» и круги на струнах
А сейчас Юлия Мигунова помимо классических произведений исполняет и современные. Например, французского композитора Жерара Гризе — основоположника спектральной музыки.
Новое звучание несёт с собой и новые приёмы игры. Та же спектральная музыка подарила струнным инструментам «пережимы». Есть разные варианта этого штриха. Два самых известных — горизонтальный и вертикальный. В первом случае музыкант увеличивает силу нажатия на струну — пережимает её — и продолжает движение смычком в традиционном — горизонтальном направлении. Во втором случае виолончелист, пережав струну, ведёт по ней смычком вверх и вниз. А ещё смычком можно как бы рисовать круги на струнах — тогда появляется мерцание в звуке — очень интересный эффект. Но современные композиторы не останавливаются на достигнутом: одного смычка им недостаточно — в игру вступает второй.
«Пережимы» и круги на струнах
Ю. Мигунова: Из последнего — очень странно было мне играть одновременно двумя смычками. Причём две абсолютно разные пьесы. Одна пьеса начинается так, что у виолончелиста и в правой руке смычок, и в левой. И попеременно играет двумя смычками. А ещё одна пьеса мне встретилась, где в одной руке два смычка. То есть получается, что один смычок как обычно играет, поверх струн, а второй — снизу, под струнами.
«Пережимы» и круги на струнах
Надеемся, сегодня мы немного приоткрыли вам завесу оркестровой тайны, вы узнали об игре на виолончели чуточку больше и уже готовы приступить к написанию спектральной музыки. Немедленно.

Последние события

Дерево или смычок

Более 350 известных музыкантов подписали петицию против новой попытки Бразилии запретить торговлю фернамбуковым деревом. Его используют при изготовлении смычков для струнных инструментов.

Петергоф готовится к зиме

В музее-заповеднике «Петергоф» завершился сезон фонтанов. В этом году они работали на несколько недель дольше обычного. С 5 ноября вход в Нижний парк будет бесплатным.

«Лебединое озеро» в Кремле

Музыка Чайковского, классическая хореография, современная сценография. «Лебединое озеро» театра «Кремлёвский балет» идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей».

Поиск по сайту