«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра

Дата публикации: 10 декабря 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Медный всадник» — так называют сегодня памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге не только жители северной столицы, но и гости этого прекрасного города. Памятник работы скульптора Этьена Фальконе был торжественно открыт в августе 1782 года. Примечательно, что скульптура сделана из бронзы, а не из меди. А название «Медный всадник» закрепилось за ней вскоре после публикации в 1837 году одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Произведение, написанное болдинской осенью 1833 года, по цензурным соображениям полностью не было напечатано при жизни автора. Сам император Николай I лично правил текст «Медного всадника». И в этом чувствуется определенная логика, ибо после исторической встречи царя и поэта в 1826 году в Москве, Николай Павлович провозгласил себя главным цензором Александра Сергеевича. Но от этого легче жизнь Пушкина не стала.
«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра
История мелкого чиновника Евгения, изложенная в стихотворной форме, вдохновила композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра на создание балета еще в конце 1930-х годов. Однако до воплощения замысла прошло десять лет. За эти годы либретто балета претерпело серьезные изменения. К героям спектакля помимо самого Евгения, его невесты Параши и ее матери, добавились Пётр I, его фаворит Меншиков, Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, иностранные послы и прочие персонажи. Так, сюжетная канва поэмы «Медный всадник» расширилась за счет героев других пушкинских произведений — «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого». Премьера балета Глиэра стала одним из центральных событий сто пятидесятилетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, торжественно отмечавшегося в 1949 году. «Историческим и философским» произведением назвал его хореограф спектакля Ростислав Захаров. Балет редко идет сегодня на сценах российских театров. А вот музыка из «Медного всадника» популярна и поныне. В частности, фрагмент «Гимн Великому городу», ставший гимном современного Санкт-Петербурга. Под эту музыку с Московского вокзала северной столицы отправляется железнодорожный экспресс «Красная стрела».

Последние события

Канны чествуют Ghibli

77-й Каннский кинофестиваль чествует японскую студию Ghibli. Её на кинофоруме представляет сын Хаяо Миядзаки, художник-мультипликатор Горо Миядзаки.

Готовится к открытию фестиваль reMusik.org

Международный фестиваль новой музыки reMusik.org пройдёт в Петербурге с 23 мая по 8 июня. Художественным руководителем форума выступает композитор Мехди Хоссейни.

В «Практике» выпускают «психоделическую оперу»

Премьера спектакля Арсения Мещерякова «Мамлеев» по рассказам Юрия Мамлеева пройдёт в московском театре «Практика» 31 мая. Жанр определён как «психоделическая опера».