«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра

Дата публикации: 10 декабря 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Медный всадник» — так называют сегодня памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге не только жители северной столицы, но и гости этого прекрасного города. Памятник работы скульптора Этьена Фальконе был торжественно открыт в августе 1782 года. Примечательно, что скульптура сделана из бронзы, а не из меди. А название «Медный всадник» закрепилось за ней вскоре после публикации в 1837 году одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Произведение, написанное болдинской осенью 1833 года, по цензурным соображениям полностью не было напечатано при жизни автора. Сам император Николай I лично правил текст «Медного всадника». И в этом чувствуется определенная логика, ибо после исторической встречи царя и поэта в 1826 году в Москве, Николай Павлович провозгласил себя главным цензором Александра Сергеевича. Но от этого легче жизнь Пушкина не стала.
«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра
История мелкого чиновника Евгения, изложенная в стихотворной форме, вдохновила композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра на создание балета еще в конце 1930-х годов. Однако до воплощения замысла прошло десять лет. За эти годы либретто балета претерпело серьезные изменения. К героям спектакля помимо самого Евгения, его невесты Параши и ее матери, добавились Пётр I, его фаворит Меншиков, Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, иностранные послы и прочие персонажи. Так, сюжетная канва поэмы «Медный всадник» расширилась за счет героев других пушкинских произведений — «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого». Премьера балета Глиэра стала одним из центральных событий сто пятидесятилетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, торжественно отмечавшегося в 1949 году. «Историческим и философским» произведением назвал его хореограф спектакля Ростислав Захаров. Балет редко идет сегодня на сценах российских театров. А вот музыка из «Медного всадника» популярна и поныне. В частности, фрагмент «Гимн Великому городу», ставший гимном современного Санкт-Петербурга. Под эту музыку с Московского вокзала северной столицы отправляется железнодорожный экспресс «Красная стрела».

Последние события

Умер музыкальный критик Сергей Бирюков

Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.

Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи

Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.

INTRADA сыграет Дэвида Лэнга

Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.