Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Дата публикации: 18 декабря 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений.
Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора. Это был дебютный спектакль известного танцовщика и начинающего хореографа Вацлава Нижинского, которому в качестве музыкальной основы Дягилев предложил прелюд «Послеполуденный отдых Фавна». Балет получился очень своеобразным. Хореография вовсе не дополняла и не раскрывала музыку. Она была контрастна. Если прибавить к этому весьма смелые для того времени костюмы и неоднозначную концовку… Публика была в шоке! Люди кричали, свистели, топали ногами и…. потребовали повторить все сначала. А на следующий день баталия «за и против» «Фавна» развернулась уже в прессе. Дебюсси был против. «Можете ли вы вообразить себе какую-либо связь между изменчивой, ускользающей, изобилующей кривыми линиями музыкой и сценическим действием, персонажи которого, подобно изображениям на некоторых античных вазах, греческих или этрусских, были лишены грации и гибкости, как будто бы их схематичные жесты регламентировались законами чисто геометрии?!» — возмущался композитор.
И, тем не менее, через несколько лет он согласился на работу с Нижинским над балетом «Игры». Вот как это произошло: «Однажды я завтракал с Дягилевым, человеком устрашающим и обворожительным, у которого заплясали бы и камни. Он говорил мне о сценарии, задуманном Нижинским, сценарии, созданном из того „неуловимого“, из которого, как я понимаю, должна складываться балетная поэма: там был парк, теннис, случайная встреча двух девушек и молодого человека в поисках затерявшегося мяча, таинственный ночной пейзаж с чем-то слегка недобрым, что вызвано тьмой, прыжки, повороты, причудливые рисунки в танцевальных па — всё, что нужно, чтобы вызвать к жизни ритм в музыкальной атмосфере».
К сожалению, новый балет ждала неудача. Нижинский параллельно работал над «Весной священной» Стравинского, которой уделял гораздо больше сил и времени. Сам Дебюсси очень сильно задерживал работу над «Играми», бесконечно шлифуя уже законченную партитуру. Премьера двух абсолютно непохожих балетов состоялась с разницей в неделю и варварски яркая, необычная «Весна» затмила ультрасовременный, рафинированный балет Дебюсси.

Последние события

Умер музыкальный критик Сергей Бирюков

Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.

Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи

Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.

INTRADA сыграет Дэвида Лэнга

Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.