Партитура жизни: Клод Дебюсси

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил и говорил: «Я пытаюсь найти новые реальности в музыке, дураки называют это импрессионизмом».
Радио «Орфей» представляет цикл программ, посвящённых жизни и творчеству выдающегося композитора. К 160-летию со дня рождения французского гения.
Автор Станислава Репина
Текст читает Андрей Ноздреватых
Звукорежиссёр Андрей Леонтьев

Выходит

  • По будням в 02:10, 12:10, 18:10 и 23:10
  • По выходным в 01:10, 09:10, 14:10 и 20:10
Партитура жизни: Клод Дебюсси

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?

Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано

Примечателен тот факт, что современники часто называли Клода Дебюсси великолепным исполнителем произведений Шопена. Музыкальный путь Дебюсси начал именно с обучения игре на фортепиано.

Табула одиннадцатая. Дебюсси и Стравинский

Наверное, этих двух мужчин нельзя было назвать друзьями. Дебюсси на 20 лет старше Стравинского, и в тот момент, когда они познакомились, французский композитор был уже признанным мастером, а карьера Стравинского только начинала стремительный взлет.

Табула десятая. Дебюсси и оркестр

Кажется, что эту музыку можно слушать вечно! Когда погружаешься в мир полутонов, неярких, но разнообразных красок, начинаешь дышать в унисон с оркестром, понимаешь, что симфоническая музыка Дебюсси — это совершенно особенный мир.

Табула девятая. Дебюсси и джаз

Одна из прелюдий Клода Дебюсси носит поэтическое название «Менестрели». Министрел-шоу. Так называлось комическое представление, в котором белые музыканты, покрасив лица чёрной краской, изображают темнокожих американцев с их привычками, традициями и, конечно… джазом.

Табула восьмая. Дебюсси и море

«Море — это самое музыкальное, что есть на свете», — так считал Клод Дебюсси. Композитор, который стремился в своей музыке передать дыхание природы: шелест опавших листьев, аромат вечернего воздуха, призрачный свет луны и блеск текущей воды, больше всего любил бескрайнюю синеву морских просторов.

Табула седьмая. Дебюсси и Сати

Два музыканта, бунтаря, завсегдатаи кабаре Монмартра, восторженные посетители павильонов Всемирной выставки, они просто неизбежно должны были встретиться. Клод Дебюсси и Эрик Сати, такие похожие, и такие разные!