Табула одиннадцатая. Дебюсси и Стравинский

Дата публикации: 20 ноября 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наверное, этих двух мужчин нельзя было назвать друзьями. Дебюсси на 20 лет старше Стравинского, и в тот момент, когда они познакомились, французский композитор был уже признанным мастером, а карьера Стравинского только начинала стремительный взлет. Познакомились они на премьере балета «Жар-птица», в 1910-м. А несколькими годами позже, в письме к одному из своих друзей Дебюсси дал Стравинскому весьма лестную и остроумную характеристику: «Он еще молодой дикарь в кричащих галстуках, целующий дамам ручки, наступая притом им на ноги… Он преисполнен дружеских чувств ко мне, потому что я помог ему вскарабкаться на одну из ступеней той лестницы, с высоты которой он швыряет теперь гранаты, но из них не все взрываются. Однако повторяю еще раз, он есть нечто небывалое».
Табула одиннадцатая. Дебюсси и Стравинский
Встречались они нечасто, но эти встречи стали запоминающимися. Во время одной из них, музыканты исполнили в 4 руки фортепианное переложение балета «Весна священная». Весьма высоко оценив новое произведение Стравинского, французский коллега, тем не менее, не мог не съязвить, и назвал новорождённое творение «прекрасным кошмаром».
Дебюсси вообще нередко очень точно, иронично и неизменно положительно высказывался о музыке Стравинского. Он лестно отзывался обо всех трех балетах, написанных Игорем Фёдоровичем для Русских сезонов: «Дорогой друг, благодаря вам мои пасхальные каникулы прошли очень приятно в обществе Петрушки, ужасного Арапа и прелестной Балерины… После „Петрушки“ вы, несомненно, пойдете еще много дальше, но вы вполне вправе гордиться и тем, чего уже достигли».
В свою очередь, Игорь Стравинский с большим уважением и даже почтением относился к творчеству французского музыканта. После знакомства с балетом «Игры», Стравинский был очень удивлен, что это «вдохновенное, полное огня» произведение не приняла парижская публика. Русский композитор тяжело переживал уход французского коллеги: «О смерти Дебюсси я узнал еще в Швейцарии. Я оплакивал не только утрату дорогого мне человека, который относился с большою дружбой и неизменной благожелательностью, как ко мне, так и к моему творчеству; я скорбел о художнике, чей музыкальный гений на продолжении всей его деятельности никогда не ослабевал, и который, будучи уже в летах, терзаемый безжалостным недугом, сумел все же в полной мере сохранить свои творческие силы». По просьбе французского журнала «Ла Ревю музикаль», Стравинский написал хорал «Гробница Клода Дебюсси». Это сочинение стало финалом Симфонии духовых.

Последние события

Дню Победы посвящается

В Большом зале Московской консерватории представили мировую премьеру хорового спектакля для смешанного хора и драматического актера композитора Артема Ананьева «Путь к Победе».

Петербургская и Новосибирская филармонии — к юбилею Победы

Петербургская и Новосибирская филармонии 10 мая провели торжественные мероприятия в Северной столице к 80-летию Победы в рамках проекта «Мост через время: Ленинград — Новосибирск».

В России учреждена премия для тех, кто рассказывает о музыке

Вручение первой премии «Диапазон» для журналистов и авторов, пишущих и рассказывающих о музыке, пройдёт в 2025 году. Объявлен приём заявок на участие в конкурсе.

Поиск по сайту