Табула вторая. Дебюсси и Россия

Дата публикации: 25 сентября 2022

Первое знакомство Дебюсси с Россией и русской культурой состоялось в студенческие годы, когда музыкант работал у Надежды Филаретовны фон Мекк. Юный композитор дважды приезжал в нашу страну, в первый раз останавливаясь в московском доме, а во второй — в подмосковном поместье своей работодательницы. В гостях у Надежды Филаретовны часто бывали молодые русские музыканты, к услугам Дебюсси была обширная нотная библиотека, которая постоянно пополнялась, и в первую очередь, конечно, новыми произведениями Петра Ильича Чайковского. Присланные им сочинения — Четвёртую симфонию и оркестровую сюиту — госпожа фон Мекк исполняла вместе с Дебюсси в четыре руки. В музыке Модеста Петровича Мусоргского, с которой он также познакомился во время своей поездки в Россию, Дебюсси привлекли оперные речитативы. Уже гораздо позднее, после премьеры своей оперы французский композитор скажет: «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“». Красочный оркестровый колорит произведений Николая Андреевича Римского-Корсакова тоже не оставил нашего героя равнодушным.
Табула вторая. Дебюсси и Россия
Русская музыка сопровождала Дебюсси и в родном Париже, ведь она неизменно звучала в концертах и спектаклях Дягилевской антрепризы. Французский композитор с удовольствием общался как с самим Дягилевым, так и со Стравинским, который стал «открытием» Русских сезонов. Он работал с Вацлавом Нижинским над балетом «Игры» в 1913 году, а в самом конце этого года Дебюсси вновь посетил Россию — на этот раз уже не для того, чтобы изучать русскую музыку, а для того, чтобы показать своё творчество.
За право принимать в России уже известного и популярного французского композитора боролись сразу два известных дирижера — Александр Зилоти и Сергей Кусевицкий. В итоге «победу» одержал Кусевицкий, он и представлял концерты Дебюсси в Москве и в Петербурге. Французского музыканта принимали очень тепло, ему посвящали музыкальные вечера, посылали поздравительные телеграммы… Пожалуй, только пресса внесла диссонанс в восторженный хор почитателей таланта Дебюсси. Увы, критики судили музыку француза «со своей колокольни», упрекая за малоэмоциональность и скрупулезную точность, а заодно досталось и дирижерской технике музыканта. Зато стиль композитора оценил сам Римский-Корсаков. На концерте, где исполнялось одно из произведений Дебюсси, мэтра российской музыки спросили, как ему это нравится. На что тот ответил: «Лучше его не слушать; того и гляди, привыкнешь, а в конце концов и полюбишь».

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.