Эолова Арфа
Дата публикации: 4 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В собрании Музея музыки имеется две эоловы арфы. Одна из них, изготовленная в Праге, подарена Музею в 1974 году. Это копия 16-струнной эоловой арфы, хранящейся в Чешском Национальном музее. Второй инструмент — 20-струнный — сделан во Франции в конце 19-го века. В 1980 году его привезла из Парижа и подарила Музею Нина Кушелева-Дюшмен, племянница Елизаветы Дмитриевой, соратницы Карла Маркса, участницы Парижской Коммуны и Русской секции Первого Интернационала. Обе эоловы арфы демонстрируются в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Эолова или воздушная арфа названа по имени Эола, древнегреческого бога ветров. Её струны начинают звучать под воздействием потока воздуха. Резонатором эоловой арфы является узкий деревянный ящик с длинными отверстиями по бокам. Внутри корпуса натянуты струны. Их число бывает очень разным — от 4-х до 48-ми. Струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения. Обычно они настраиваются в унисон, а при колебаниях издают не только основной тон, но и обертоны. И чем сильнее ветер, тем более слышны высокие обертоны. Поэтому эоловы арфы часто размещали на крышах зданий, в оконных проёмах и на подоконниках, в парковых беседках, ротондах и гротах — одним словом, там, где есть потоки воздуха.
Эта разновидность арфы была популярна в Англии в середине 18-го века среди поэтов-«озёрников», они часто упоминали этот инструмент в своих стихах. А в России самая известная эолова арфа была установлена в середине 19-го века в Пятигорске, на горе. Позже она была разрушена, осталась только беседка в форме ротонды, которую и сейчас называют «Эолова арфа» и куда водят экскурсии.
Для поэтов эпохи романтизма эолова арфа символизировала гармонию природы и человека. У английского поэта Кольриджа есть такие строки: «А что если все существа живой природы — лишь эоловы арфы различных очертаний, вибрации которых превращаются в мысли, словно бы сквозь них, текучий и безбрежный, проносится разумный ветер?». Гёте упоминает эолову арфу в знаменитом посвящении к «Фаусту»:
Эоловою арфой прорыдало
Начало строф, родившихся вчерне.
Я в трепете, томленье миновало,
Я слезы лью, и тает лед во мне.
Образ Эоловой арфы нередко встречается в творчестве российских поэтов и писателей: например, в романе Аркадия Аверченко «Шутка Мецената», в стихотворении Николая Гумилёва «Красное море». Василий Жуковский создал балладу «Эолова арфа».
Вслед за Шуманом «Эоловой арфой» называют знаменитый Первый этюд Шопена.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина
Последние события
Танец о любви
Прекрасный балет о победе любви над смертью идёт в Кремлёвском дворце. Музыкальное совершенство «Жизели» воплощает Симфонический оркестр радио «Орфей».
Необычные конверты к юбилею Капеллы
«Почта России» выпустила 50 тысяч памятных конвертов к 545-летию Академической капеллы Санкт-Петербурга. На конверте изображено здание Капеллы, построенное по проекту архитектора Леонтия Бенуа.
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.