«Чапаев»: забытая опера Бориса Мокроусова по роману Фурманова
Дата публикации: 3 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кому из нас не знакомо имя Василия Ивановича Чапаева, превратившегося, благодаря народному фольклору, в фигуру поистине легендарную. Основой всенародной известности Чапаева стал роман Дмитрия Фурманова, написанный по горячим следам и впервые опубликованный в 1923 году. А через десять с небольшим лет по этой книге был снят черно-белый фильм «Чапаев», где главную роль замечательно сыграл Борис Бабочкин. Кинокартину эту частенько крутили по телевидению в советскую эпоху.
Особенно запомнились эпизоды с участием самого Василия Ивановича, где он поет свою любимую песню «Черный ворон» и объясняет, где во время боя должен находиться командир. Что и говорить, образ реального Чапаева давно уже в народном сознании слился с его актерским воплощением. Но мало кто сегодня вспомнит, что помимо романа и кинофильма, была и опера о Чапаеве. Автором ее являлся популярнейший советский композитор. Но кто же это? Дмитрий Шостакович? Нет! Быть может, Сергей Прокофьев? Нет, не он. Это Борис Андреевич Мокроусов, талантливый композитор, автор задушевных лирических песен — «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю» «Хороши весной в саду цветочки…» и многих других.
Но каким же образом композитора-песенника занесло в оперный жанр? К работе над оперой «Чапай» (а именно так называется это серьезное сочинение) нижегородский самородок Борис Мокроусов приступил в 1936 году после окончания Московской консерватории. Он не только проштудировал роман Фурманова, но и лично встретился с однополчанами Чапаева, в том числе с легендарной Анкой (которую в жизни звали по-другому). Премьера оперы (состоявшей из трех действий) состоялась в 1942 году в московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Музыковеды высоко оценили музыку оперы, в т. ч. искусно вплетенные в партитуру русские народные песни, любимые Чапаевым. Наибольший успех вызвала песня Петьки, ариозо Анки, дуэт Петьки и Анки, хор и пляска чапаевцев. А финал оперы (изображающий гибель Чапаева) ее автор называл симфонической поэмой. И особенно ценил. Следующей крупной постановкой оперы стал спектакль Чувашского музыкально-драматического театра, премьера на сцене которого прошла в 1962 году в присутствии самого автора, Бориса Мокроусова, удостоенного почетного звания Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Других званий у него не было. Но разве это так важно? Ведь песни Борис Мокроусов любят и поют до сих пор…
Последние события
Необычные конверты к юбилею Капеллы
«Почта России» выпустила 50 тысяч памятных конвертов к 545-летию Академической капеллы Санкт-Петербурга. На конверте изображено здание Капеллы, построенное по проекту архитектора Леонтия Бенуа.
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.
Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи
Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.