«Чапаев»: забытая опера Бориса Мокроусова по роману Фурманова

Дата публикации: 3 сентября 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кому из нас не знакомо имя Василия Ивановича Чапаева, превратившегося, благодаря народному фольклору, в фигуру поистине легендарную. Основой всенародной известности Чапаева стал роман Дмитрия Фурманова, написанный по горячим следам и впервые опубликованный в 1923 году. А через десять с небольшим лет по этой книге был снят черно-белый фильм «Чапаев», где главную роль замечательно сыграл Борис Бабочкин. Кинокартину эту частенько крутили по телевидению в советскую эпоху.
Особенно запомнились эпизоды с участием самого Василия Ивановича, где он поет свою любимую песню «Черный ворон» и объясняет, где во время боя должен находиться командир. Что и говорить, образ реального Чапаева давно уже в народном сознании слился с его актерским воплощением. Но мало кто сегодня вспомнит, что помимо романа и кинофильма, была и опера о Чапаеве. Автором ее являлся популярнейший советский композитор. Но кто же это? Дмитрий Шостакович? Нет! Быть может, Сергей Прокофьев? Нет, не он. Это Борис Андреевич Мокроусов, талантливый композитор, автор задушевных лирических песен — «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю» «Хороши весной в саду цветочки…» и многих других.
«Чапаев»: забытая опера Бориса Мокроусова по роману Фурманова
Но каким же образом композитора-песенника занесло в оперный жанр? К работе над оперой «Чапай» (а именно так называется это серьезное сочинение) нижегородский самородок Борис Мокроусов приступил в 1936 году после окончания Московской консерватории. Он не только проштудировал роман Фурманова, но и лично встретился с однополчанами Чапаева, в том числе с легендарной Анкой (которую в жизни звали по-другому). Премьера оперы (состоявшей из трех действий) состоялась в 1942 году в московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Музыковеды высоко оценили музыку оперы, в т. ч. искусно вплетенные в партитуру русские народные песни, любимые Чапаевым. Наибольший успех вызвала песня Петьки, ариозо Анки, дуэт Петьки и Анки, хор и пляска чапаевцев. А финал оперы (изображающий гибель Чапаева) ее автор называл симфонической поэмой. И особенно ценил. Следующей крупной постановкой оперы стал спектакль Чувашского музыкально-драматического театра, премьера на сцене которого прошла в 1962 году в присутствии самого автора, Бориса Мокроусова, удостоенного почетного звания Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Других званий у него не было. Но разве это так важно? Ведь песни Борис Мокроусов любят и поют до сих пор…

Последние события

Каллас вновь споёт в Далласе

В Далласской опере анонсировали концерт голограммы Марии Каллас. Благодаря технологиям можно будет вновь увидеть на сцене оперную звезду, которой не стало почти полвека назад.

Шедевр великого фламандца

Картину Рубенса «Христос на кресте», считавшуюся утраченной, нашли в Париже, когда готовили один из особняков к продаже. Работа фламандского художника пропала более 400 лет назад.

«Мастера» исполняют шедевры

Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей», Большой симфонический оркестр имени Чайковского исполнят в Московской консерватории программу «Классика, покорившая мир…».

Поиск по сайту