Романтики ХIХ века

Дата публикации: 29 июня 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова и пианистка Екатерина Мечетина представляют роскошную романтическую программу: Полонез и Второй фортепианный концерт Шопена, Вторую Венгерскую рапсодию Листа, а также три его симфонических шедевра — «Орфей», «Мефисто-вальс № 1» и «Прелюды», вдохновленные элегической поэзией Альфонсо Ламартина.
В Большом зале консерватории — программа «Легенды Италии. Никколо Паганини». Оркестр «Musica Viva», дирижер Антон Шабуров и скрипач Александр Тростянский исполняют виртуознейший Первый скрипичный концерт Паганини. Во втором отделении прозвучит Симфония Моцарта № 41 «Юпитер». Название программы в данном случае может быть отнесено не только к личности Паганини, но и, конкретно, к его Первому скрипичному концерту, с которым связаны удивительные факты. Так, например, известно, что в его рукописи оркестровые партии были написаны в тональности ми-бемоль мажор, а сольная партия скрипки — в ре-мажор. При этом, как сообщают исследователи, имелась закрытая дополнительная инструкция для настройки скрипки: скрипка должна была быть настроена на полтона выше (метод, известный как «scordatura», что в переводе на русский означает «расстройка»). Говорят, Паганини засекретил эту дополнительную инструкцию, чтобы избежать копирования другими музыкантами своих технических трюков. Впрочем, в нынешнем концерте Александр Тростянский вряд ли будет подвергать свою скрипку подобным мучениям.
В Зале Шнитке Московского международного дома музыки (именно так теперь называется Новый зал) этим вечером будет звучать музыка Рахманинова — его монументальная хоровая фреска «Всенощное бдение». Уже более ста лет эта музыка поражает слушателей свой мощью, духовной силой и глубиной. По мнению музыковеда Алексея Кандинского, она «живет, дышит как глубоко современное произведение». Исполнители — Государственная академическая симфоническая капелла России и маэстро Валерий Полянский.
А в концертном зале Соборной палаты камерную программу представляют участники Квартета имени Валентина Берлинского и виолончелист Александр Князев. В их исполнении прозвучат Третий струнный квартет Чайковского, посвященный памяти чешского скрипача Фердинанда Лауба, которого Чайковский хорошо знал — они оба преподавали в Московской консерватории. Чайковский восхищался искусством этого музыканта. В одном из писем к баронессе фон Мекк он писал: «Когда Адажио Моцарта играл Лауб, я всегда прятался в самый угол залы, чтобы не видели, что со мной делается от этой музыки». В концерте 29 июня также прозвучит Струнный квинтет Шуберта, последнее камерное сочинение композитора, созданное им всего за пару месяцев до смерти. Состав исполнителей не вполне традиционен — в нем две виолончели, не случайно это произведение нередко называют «виолончельным» квинтетом. При жизни автора сочинение не получило признания — его ноты увидели свет лишь спустя 25 лет после завершения сочинения.

Последние события

Умер музыкальный критик Сергей Бирюков

Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.

Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи

Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.

INTRADA сыграет Дэвида Лэнга

Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.