Портрет дамы с письмом в руке

Дата публикации: 12 марта 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На старинном портрете из музейной коллекции изображена немолодая женщина в темных одеждах, сидящая в кресле. В ее руках, бессильно опущенных на колени, письмо и лорнет в золотой оправе. Красная сургучная печать на конверте не сломана — письмо еще не распечатано. Может быть, дама, увидев имя отправителя, погрузилась в раздумье и медлит прочитать письмо?
Художнику удалось прекрасно прописать лицо женщины в обрамлении темных волос и кружевного чепца. Фигура удалась хуже — заметно нарушение пропорций. Можно предположить, что перед нами произведение начинающего художника.
Портрет дамы с письмом в руке
Действительно, эта первая работа Адольфа Шарлеманя «Портрет дамы с письмом в руке», написанная им в 22 года при поступлении в Императорскую академию художеств.
Адольф Шарлемань был внуком французского скульптора, который прибыл в Россию во времена Екатерины II. Отец Адольфа, его дядя и брат были архитекторами.
В Академии художеств Шарлемань учился в классах Федора Бруни, мастера исторической живописи, и художника-баталиста Богдана Виллевальде. Поэтому не удивительно, что картина, за которую художник в 1855 году получил большую золотую медаль, была написана на военно-исторический сюжет и называлась «Монахи ордена капуцинов встречают фельдмаршала графа Суворова на вершине Сен-Готарда в 1799 году».
Карьера Шарлеманя была успешной. После длительного путешествия по странам Европы художник вернулся в Петербург, где проявил свой талант в разных жанрах и видах деятельности. Шарлемань работал гравером, писал образа для католических церквей и эскизы театральных костюмов, создал серию акварелей с изображением военных парадов и маневров для альбома императора Александра III, оформлял театральные программы и меню парадных обедов, преподавал в Академии художеств. Шарлемань удостоился звания «художника Его Императорского величества». А в 1882 году Александр III утвердил созданный художником эскиз Государственного герба Российской империи.
Шарлемань прославился эскизом игральных карт для массового полиграфического производства. Его проект стал самым удачным: Рисунки карт, почти не изменившись, используются в России и сегодня.
На фоне бурной и разносторонней деятельности Адольфа Шарлеманя его «Портрет дамы с письмом в руке» из собрания Музея музыки выглядит скромной «пробой пера». Но эта работа заслуживает внимания — как дебют талантливого художника.
Произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.
Н.Тартаковская

Последние события

Михаил Швыдкой получил орден

Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.

РНО дал концерт в Абу-Даби

Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.

Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве

Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.

Поиск по сайту