Путешествие по следам Чарльза Бёрни — Франкфурт-на-Майне. Передача первая

Дата публикации: 7 декабря 2009

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы продолжаем музыкальные путешествия по следам английского ученого-музыковеда Чарльза Бёрни, и сегодня посетим Франкфурт-на-Майне, где Бёрни побывал в 1792 году.
Как известно, главной целью путешествий Бёрни была проверка сведений, сообщавшихся в музыкальных трактатах того времени. Часто Бёрни бывал разочарован, не находя им подтверждения, как это было в случае с любовью немцев к музыке. Вот что он писал: «Путешествуя по берегам Рейна от Кёльна до Кобленца я, признаться, был удивлён и разочарован, не найдя доказательств того пристрастия к музыке, которым, как говорят, обладают немцы. Даже в Кобленце, куда я прибыл в воскресенье и где все улицы были полны народа, я не услышал ни одного голоса или инструмента, как принято в большинстве других римско-католических стран». И только во Франкфурте-на-Майне Бёрни обнаружил «некоторую склонность к музыке, какую ожидал встретить». Правда он замечает, что хотя и не встретил здесь выдающихся певцов или инструменталистов, музыки было много и, «какова бы она ни была, слышалась во всех уголках города».
Особенно Бёрни поразили гостиницы Франкфурта, отличавшиеся особой роскошью, — «Римский император» и «Король Англии», которые, по его словам, «больше напоминали королевские дворцы, чем дома для приёма путешественников». В одной из них, Бёрни ожидал приятный сюрприз: «В Римском императоре, где я проживал, — пишет он, — после обеда появился оркестр уличных музыкантов, который вполне прилично сыграл несколько симфоний на четыре голоса». Особенно поразил его тот факт, что это произошло не в праздничный день, из чего он делает вывод, что такое музицирование — дело обычное. Таким образом, мечта путешественника сбылась, и во Франкфурте-на-Майне Бёрни всё-таки удалось познакомиться не с дворцовой, а с действительно народной музыкой Германии, причем удивительно высокого уровня.
Сегодня Франкфурт-на-Майне — крупнейший мегаполис, где самый большой в Европе аэропорт, самый высокий в Европе небоскрёб и самый высокий в мире резервуар для выдержки пива. Но это сегодня. Первое упоминание города в письменных источниках относится к 22-му февраля 794 года, когда во времена Карла Великого было провозглашено окончательное отделение Западной Европы от Византии. Город назывался тогда Франко-нофурд, что значит «брод франков». Чтобы понять, откуда такое название, есть одна легенда… Король франков Карл и его воины, спасаясь от преследовавших их саксонцев, очутились на берегу глубокой реки. Уже слышался за спиной нарастающий топот саксонских всадников, как вдруг на берегу появилась белая олениха. Она неторопливо вошла в воду и быстро пересекла реку вброд. Король и его дружина ринулись по её следу — и были спасены. Было это в V веке, и с тех пор много воды утекло.
Благодаря выгодному положению на стыке транспортно-торговых путей, Франкфурт быстро рос и богател. В начале XII века здесь стихийно зарождаются знаменитые франкфуртские ярмарки, а в XVI веке начала действовать франкфуртская биржа. Здесь многие столетия короновались все немецкие императоры, и именно здесь 28 августа 1749 года появился на свет король поэтов — Иоганн Вольфганг фон Гёте. Наконец, в 1766 году местный промышленник Мейер Ротшильд задумал и воплотил в жизнь идею собственного банка. Всё это было до приезда во Франкфурт Чарльза Бёрни, которого здесь больше всего интересовала, конечно, музыка.

Последние события

Начался фестиваль «23 дня до Победы»

Стартовал II Всероссийский театральный фестиваль «23 дня до Победы», посвящённый Победе в Великой Отечественной войне. Смотр проходит в Театре Российской Армии и 36-ти городах России.

Выставка «Подвиг музея» в ГМИИ

Выставка «Подвиг музея», посвящённая 80-летию Победы, открывается 24 апреля в Пушкинском музее. Проект рассказывает о жизни ГМИИ в годы Великой Отечественной войны.

Театр Эстрады покажет премьеру спектакля «Прощай, конферансье»

Премьера трагикомедии «Прощай, конферансье» состоится 28 мая в Театре Эстрады. В основу спектакля легла пьеса Григория Горина. Она рассказывает о жизни артистов во время Великой Отечественной войны.

Поиск по сайту