Чайковский. Щелкунчик

Дата публикации: 31 декабря 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Трудно представить новогодний период без музыки из балета Чайковского «Щелкунчик». Какой фрагмент ни выбирай, почти наверняка попадёшь в хит. Будь то марш, Вальс снежинок или Вальс цветов, Китайский танец или Трепак. Но всё же особое место занимает Танец феи Драже.
Чайковский. Щелкунчик
Когда раздаётся хрустальная мелодия дыхание хочется чуть замедлить и сделать тише. Лишь бы всеми силами удержать атмосферу волшебства и не спугнуть её. В одной популярной рекламе красное и жёлтое шоколадное драже ночью на цыпочках крадутся к камину, чтобы застать Санта Клауса. Это — предвкушение встречи с праздником, когда подарки ещё не открыты. Схожие чувства дарит и Танец феи Драже. А между тем, этот номер появился.
«Щелкунчика» Пётр Ильич создавал чуть ли не в муках. В письмах жалуется, что ничего толкового не выходит. Да и сам сюжет кажется композитору несерьёзным и слишком детским. Отделаться от балета — вот, чего хотел классик! Отвлечься и найти вдохновение не получается даже во Франции. Однако весенняя поездка 1891 года была судьбоносной, без неё никакого бы Танца Феи Драже не получилось. Именно в Париже Чайковский услышал звучание инструмента, который должен был стать главным героем на грядущей премьере.
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком… Я желал бы, чтобы его никому не показывали», — пишет композитор музыкальному издателю Петру Ивановичу Юргенсону, который вскоре выписал указанный инструмент из столицы Франции. Но Чайковский неумолим: «Ради Бога, имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудного инструмента». Режим секретности был оправдан: вдруг об инструменте прознают Римский-Корсаков или Глазунов! Одним словом, чуть ли не гонка вооружений, но в оркестре.
И вот, в премьерный декабрьский день 1892 года, Петербург съезжается в Мариинский театр увидеть рождественское представление. Сам Чайковский смотрел на сцену с трудом: костюмы и декорации казались композитору аляповатыми. Переживал он и за музыку, к которой критики отнесутся неоднозначно. Но звучание секретного инструмента бывшие на премьере точно запомнили.
Ближе к кульминации балета начинается Танец Феи Драже, и публика недоумевает, ведь прежде такого звучания никто не слышал. В оркестровой яме находится похожий на маленькое пианино деревянный ящик, который издаёт удивительные звуки хрустального перезвона. Это была небесная и нежная челеста — клавишный инструмент с металлическими пластинками. Челеста стала в тот вечер главным героем. Чайковский выиграл гонку вооружений и навсегда связал челесту с ореолом праздника и волшебства.

Последние события

Звёзды камерной музыки выступят в Петербургской филармонии

Александр Князев, Александр Гиндин и Дмитрий Махтин выступят в концерте открытия музыкального фестиваля «Лермонтов. Звуки». Музыкальный вечер пройдёт 16 сентября в Малом зале Петербургской филармонии.

«Мелодия» представит неизвестные произведения Бориса Чайковского

К 100-летию со дня рождения композитора Бориса Чайковского фирма «Мелодия» выпускает серию альбомов. Центральным релизом проекта стал диск «Открытия и откровения. Симфонические произведения».

Два полюса Шостаковича

Концерт, посвящённый музыке Дмитрия Шостаковича, пройдёт 10 сентября в Малом зале консерватории. Музыкальный вечер станет одним из событий фестиваля «Творческая молодёжь Московской консерватории».

Поиск по сайту