Чайковский. Щелкунчик

Дата публикации: 31 декабря 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Трудно представить новогодний период без музыки из балета Чайковского «Щелкунчик». Какой фрагмент ни выбирай, почти наверняка попадёшь в хит. Будь то марш, Вальс снежинок или Вальс цветов, Китайский танец или Трепак. Но всё же особое место занимает Танец феи Драже.
Чайковский. Щелкунчик
Когда раздаётся хрустальная мелодия дыхание хочется чуть замедлить и сделать тише. Лишь бы всеми силами удержать атмосферу волшебства и не спугнуть её. В одной популярной рекламе красное и жёлтое шоколадное драже ночью на цыпочках крадутся к камину, чтобы застать Санта Клауса. Это — предвкушение встречи с праздником, когда подарки ещё не открыты. Схожие чувства дарит и Танец феи Драже. А между тем, этот номер появился.
«Щелкунчика» Пётр Ильич создавал чуть ли не в муках. В письмах жалуется, что ничего толкового не выходит. Да и сам сюжет кажется композитору несерьёзным и слишком детским. Отделаться от балета — вот, чего хотел классик! Отвлечься и найти вдохновение не получается даже во Франции. Однако весенняя поездка 1891 года была судьбоносной, без неё никакого бы Танца Феи Драже не получилось. Именно в Париже Чайковский услышал звучание инструмента, который должен был стать главным героем на грядущей премьере.
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком… Я желал бы, чтобы его никому не показывали», — пишет композитор музыкальному издателю Петру Ивановичу Юргенсону, который вскоре выписал указанный инструмент из столицы Франции. Но Чайковский неумолим: «Ради Бога, имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудного инструмента». Режим секретности был оправдан: вдруг об инструменте прознают Римский-Корсаков или Глазунов! Одним словом, чуть ли не гонка вооружений, но в оркестре.
И вот, в премьерный декабрьский день 1892 года, Петербург съезжается в Мариинский театр увидеть рождественское представление. Сам Чайковский смотрел на сцену с трудом: костюмы и декорации казались композитору аляповатыми. Переживал он и за музыку, к которой критики отнесутся неоднозначно. Но звучание секретного инструмента бывшие на премьере точно запомнили.
Ближе к кульминации балета начинается Танец Феи Драже, и публика недоумевает, ведь прежде такого звучания никто не слышал. В оркестровой яме находится похожий на маленькое пианино деревянный ящик, который издаёт удивительные звуки хрустального перезвона. Это была небесная и нежная челеста — клавишный инструмент с металлическими пластинками. Челеста стала в тот вечер главным героем. Чайковский выиграл гонку вооружений и навсегда связал челесту с ореолом праздника и волшебства.

Последние события

Танцуют Луковка и его друзья

Театр «Кремлёвский балет» и Симфонический оркестр радио «Орфей» приглашают взрослых и детей на спектакль «Чиполлино». Весёлая постановка на музыку Карэна Хачатуряна идёт на сцене Кремля.

Программы радио «Орфей» будут звучать во Вьетнаме

Переговоры Президента России Владимира Путина и лидера Коммунистической партии Вьетнама То Лама состоялись 10 мая в Кремле. Теперь программы радио «Орфей» будут звучать и для вьетнамской аудитории.

Наталья Бондарчук празднует день рождения

Актриса Наталья Бондарчук отмечает 75-летие. С годовщиной артистку поздравил Михаил Мишустин. Он отметил талант Натальи Сергеевны и популярность её режиссёрских работ.

Поиск по сайту