Зачем композиторы в баню ходят…

Дата публикации: 16 января 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В доме отдыха Большого театра, что когда-то находился в Поленово, самым престижным местом жительства считалась... баня. Построили ее очень давно — те самые строители, что возводили усадьбу знаменитого художника. Первоначально они в баньке мылись, как и положено, а жили в строящемся доме Василия Поленова. Однако, после того, как встретили там домового, от греха подальше, переселились в баньку. Артельщики на вопрос самого Поленова — на кого был похож домовой, ответили, что он вылитый Василий Дмитриевич. Домовой, говорят, являлся и позже — гостям дома отдыха… В дальнейшем желающих использовать баню не по назначению — т. е. жить в ней, а не мыться — нашлось много: «Банька стала самым привилегированным местом, за нее шла настоящая драчка между знаменитостями», — вспоминал Асаф Мессерер.
Но открывали баню только самым достойным, в частности композиторам, писавшим по заказу Большого театра. В частности, Дмитрию Шостаковичу и Сергею Прокофьеву. И каждый из них ценил это прекрасную возможность, хотя люди они были совершенно разные. Прокофьев мог работать только в тишине. А вот Шостаковичу для сочинения музыки покой был не нужен — дети сновали под ногами, а он, знай себе, пишет партитуру очередной симфонии. Забавный эпизод случился в 1943 году в эвакуации в Иваново — поскольку собственного папу вывести из себя было затруднительно, дети Шостаковича вовсю издевались над Прокофьевым: «Я очень хорошо помню, как мы дразнили Прокофьева. Он жил в главном, каменном доме, и окно его комнаты бывало настежь распахнуто. Мы потихоньку приближались, а потом начинали кричать: „Сергей Сергеич, тра-та-та! Сергей Сергеич, тра-та-та!“. И тут в нас летело пресс-папье и еще какие-то предметы. „Уши оборву!“ — этот крик я до сих пор слышу», — вспоминал Максим Шостакович, которого (судя по всему) пресс-папье доброго Прокофьева не настигло.

Последние события

28 января 2022

Премьера оперы Антона Лубченко «Мы» переносится

Премьера новой оперы Антона Лубченко «Мы» по роману Евгения Замятина, которая должна была состояться 29 января в баварском Регенсбурге, переносится из-за заболевания ковидом одного из солистов.

28 января 2022

Концерт Зубина Меты в Петербурге

На концерте Зубина Меты в Петербургской филармонии из-за коронавирусных ограничений изменён артистический состав: вместо детского хора споёт женский.