П. И. Чайковский. Статуэтка работы В. А. Беклемишева

Дата публикации: 30 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Из многочисленных работ скульптора Владимира Беклемишева эта — самая известная. Мраморный скульптурный портрет Петра Ильича Чайковского установлен в фойе Петербургской консерватории. Но скульптор сделал ещё несколько уменьшенных гипсовых отливов, и один из них хранится в Музее музыки.
Композитор сидит в удобном кресле, заложив ногу за ногу, и опирается головой на правую руку. Левая рука будто бы перебирает клавиши рояля. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, увидевший эту скульптуру ещё в мастерской Беклемишева, был поражён точным выбором позы — в жизни Пётр Ильич, сидя за столом, нередко перебирал пальцами, словно наигрывал мелодию. Эту статую Ипполитов-Иванов считал одним из самых удачных скульптурных изображений композитора. Самое удивительное в этой работе то, что Беклемишев никогда Чайковского не видел, а пользовался только фотографиями.
Скульптура в Петербургской консерватории была открыта для обозрения в октябре 1898 года. Как писал корреспондент журнала «Нива», побывавший на открытии, «художнику до того удалось уловить сходство, что в первый момент присутствовавшим показалось, что перед ними сидит в кресле живой Чайковский».
Беклемишев был другом Ипполитова-Иванова. По просьбе скульптора композитор позировал ему для своей портретной статуэтки, которую тот вылепил всего за три сеанса. Тогда-то Ипполитов-Иванов приметил в мастерской статуэтку Чайковского, и приобрёл ее вместе со своей.
Как же статуэтка Чайковского оказалась в Музее музыки?
Ипполитов-Иванов — композитор, дирижёр и педагог, первый после революции ректор Московской консерватории, — сыграл большую роль в создании Музея имени Рубинштейна, который затем стал Музеем музыки.
Музыкант сделал всё, чтобы увековечить имя основателя и первого директора Московской консерватории Николая Рубинштейна. Он решил создать музей его памяти и на должность заведующего будущей экспозицией назначил своего друга Евгения Колчина, библиотекаря консерватории. Вместе они взялись за это непростое дело. После двух лет напряженной работы в марте 1912 года Музей был открыт для посетителей.
С первых дней его существования Ипполитов-Иванов уделял особое внимание пополнению музейной коллекции. По его замыслу, мемориальный музей Николая Рубинштейна должен был стать хранилищем раритетов отечественной музыкальной культуры. «Цель общества — не только собрать всё, что относится к личности композитора, но и то, что характеризует его эпоху», — писал Ипполитов-Иванов. Он призывал музыкантов дарить новому музею рукописи и мемориальные предметы; сам же передал в его фонд несколько своих музыкальных автографов и статуэтку Чайковского. В результате усилий Ипполитова-Иванова в Музей поступили уникальные экспонаты — автограф Шестой симфонии Чайковского, портрет Льва Толстого с его дарственной надписью Консерватории, эскизная тетрадь Бетховена, рукописная копия концерта Моцарта с его собственноручной подписью — и другие ценнейшие материалы, которые по сей день являются украшением музейной коллекции. Статуэтка Чайковского работы Беклемишева также занимает в ней достойное место.
Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская

Последние события

28 января 2022

Премьера оперы Антона Лубченко «Мы» переносится

Премьера новой оперы Антона Лубченко «Мы» по роману Евгения Замятина, которая должна была состояться 29 января в баварском Регенсбурге, переносится из-за заболевания ковидом одного из солистов.

28 января 2022

Концерт Зубина Меты в Петербурге

На концерте Зубина Меты в Петербургской филармонии из-за коронавирусных ограничений изменён артистический состав: вместо детского хора споёт женский.