П. И. Чайковский. Статуэтка работы В. А. Беклемишева
Дата публикации: 30 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Из многочисленных работ скульптора Владимира Беклемишева эта — самая известная. Мраморный скульптурный портрет Петра Ильича Чайковского установлен в фойе Петербургской консерватории. Но скульптор сделал ещё несколько уменьшенных гипсовых отливов, и один из них хранится в Музее музыки.
Композитор сидит в удобном кресле, заложив ногу за ногу, и опирается головой на правую руку. Левая рука будто бы перебирает клавиши рояля. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, увидевший эту скульптуру ещё в мастерской Беклемишева, был поражён точным выбором позы — в жизни Пётр Ильич, сидя за столом, нередко перебирал пальцами, словно наигрывал мелодию. Эту статую Ипполитов-Иванов считал одним из самых удачных скульптурных изображений композитора. Самое удивительное в этой работе то, что Беклемишев никогда Чайковского не видел, а пользовался только фотографиями.
Скульптура в Петербургской консерватории была открыта для обозрения в октябре 1898 года. Как писал корреспондент журнала «Нива», побывавший на открытии, «художнику до того удалось уловить сходство, что в первый момент присутствовавшим показалось, что перед ними сидит в кресле живой Чайковский».
Беклемишев был другом Ипполитова-Иванова. По просьбе скульптора композитор позировал ему для своей портретной статуэтки, которую тот вылепил всего за три сеанса. Тогда-то Ипполитов-Иванов приметил в мастерской статуэтку Чайковского, и приобрёл ее вместе со своей.
Как же статуэтка Чайковского оказалась в Музее музыки?
Ипполитов-Иванов — композитор, дирижёр и педагог, первый после революции ректор Московской консерватории, — сыграл большую роль в создании Музея имени Рубинштейна, который затем стал Музеем музыки.
Музыкант сделал всё, чтобы увековечить имя основателя и первого директора Московской консерватории Николая Рубинштейна. Он решил создать музей его памяти и на должность заведующего будущей экспозицией назначил своего друга Евгения Колчина, библиотекаря консерватории. Вместе они взялись за это непростое дело. После двух лет напряженной работы в марте 1912 года Музей был открыт для посетителей.
С первых дней его существования Ипполитов-Иванов уделял особое внимание пополнению музейной коллекции. По его замыслу, мемориальный музей Николая Рубинштейна должен был стать хранилищем раритетов отечественной музыкальной культуры. «Цель общества — не только собрать всё, что относится к личности композитора, но и то, что характеризует его эпоху», — писал Ипполитов-Иванов. Он призывал музыкантов дарить новому музею рукописи и мемориальные предметы; сам же передал в его фонд несколько своих музыкальных автографов и статуэтку Чайковского. В результате усилий Ипполитова-Иванова в Музей поступили уникальные экспонаты — автограф Шестой симфонии Чайковского, портрет Льва Толстого с его дарственной надписью Консерватории, эскизная тетрадь Бетховена, рукописная копия концерта Моцарта с его собственноручной подписью — и другие ценнейшие материалы, которые по сей день являются украшением музейной коллекции. Статуэтка Чайковского работы Беклемишева также занимает в ней достойное место.
Ценные произведения искусства — это важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская
Последние события
Фестиваль Шнитке завершится «Концертом концертов»
Закрытие Всероссийского фестиваля современной музыки «Эклектика Шнитке», посвящённого 90-летию со дня рождения композитора, состоится в Санкт-Петербурге 28 ноября.
Пианист с миллиардным количеством кликов
Исландский пианист Викингур Олафссон установил рекорд, набрав более миллиарда просмотров в соцсетях. Одно только видео с исполнением «Гольдберг-вариаций» Баха посмотрели более 88 миллионов раз.
Лучшие скрипки прозвучат в Музее музыки
Всероссийский фестиваль скрипичных мастеров «Голос русской скрипки» возвращается в Москву. Это заключительный этап двухлетнего фестивального марафона, прошедшего в восьми городах.