Свиридов. Время, вперёд!

Дата публикации: 7 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Время неумолимо мчится вперёд. Но в каждую эпоху время проявляет себя неодинаково. Оно может течь неспешно, застыть в ожидании или стремительно лететь. В конце 20-х годов прошлого века молодое Советское государство научилось будто бы управлять временем. Пять лет могли спрессовать в четыре года. Это были знаменитые пятилетки.
Гордостью первой пятилетки был Магнитогорский металлургический завод. Созданный в кратчайшие сроки на голом месте комбинат стал промышленным локомотивом страны. На строительстве трудились тысячи человек со всего Союза. Запечатлеть этот подвиг решили в 1965 году — к 50-летию Октябрьской Революции.
Свиридов. Время, вперёд!
Киностудия «Мосфильм» снимала двухсерийную драму «Время вперёд!» по мотивам одноимённого романа Валентина Катаева. Понадобилась музыка, способная отразить масштаб индустриализации. Госзаказ достался Георгию Свиридову, который к тому времени получил признание за музыку к фильмам «Метель» и «Воскресение».
Удары станков, лязг механизмов, стремительно несущийся паровоз — всё это можно услышать в композиции под названием «Время вперёд!». Именно она открывает фильм, в котором на начальных кадрах представлена хроника первой пятилетки. «Кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло», — напишет Свиридов в дневнике.
После выхода фильма Георгий Васильевич соберёт музыкальный материал и создаст отдельную сюиту. Знаменитая мелодия будет заключительной, шестой. А перед ней композитор разместит мелодичный и могучий «Уральский напев», задорную и резвую «Частушку», чеканный «Марш», изящный «Маленький фокстрот» — популярный на заре СССР танец и спокойную и тихую «Ночь». Эта музыка изображали большую страну и её народ.
Но массовому слушателю запомнился, конечно, динамичный финал — «Время, вперёд!». Мелодия стала неофициальным гимном, символом эпохи. 18 тактов этого фрагмента использовали с конца 60-х (1968 года) для информационной телепрограммы «Время». Лишь дважды музыку убирали с заставки: во время Афганской войны, когда композицию сочли «тревожной» и «агрессивной» и в перестройку. Тогда мелодию нашли «тоталитарной» и не подходящей новому, свободному времени.
Сам же Свиридов не считал эту сюиту чем-то выдающимся, а большее наслаждение испытывал во время работы над вокально-хоровыми сочинениями, в которых мог раскрыть красоту русской музыкальной культуры. Телевизора у Георгия Васильевича, кстати, не было. Возможно, свою знаменитую композицию он слышал куда реже, чем среднестатистический любитель новостей. То, что «Время вперёд» активно использовалось на телевидении, вызывало у Свиридова смешанные чувства: «За всё это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. <…> Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».

Последние события

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении

Василий Петренко поделится опытом с коллегами из Армении. Маэстро станет наставником в Академии молодых дирижёров, которая откроется в Ереване 2 июля и продлится пять дней.

В Петергофском дворце зазвучат панно

Студенты Петербургской консерватории дадут концерт в Белом зале Большого Петергофского дворца. Музыканты исполнят сочинения по нотам, изображённым на двух панно Дубового кабинета Петра Великого.

Фотовыставка, посвящённая Василию Лановому

Выставка, посвящённая творчеству народного артиста СССР Василия Ланового, развернулась на Арбате в Москве. Представлены кадры и спектаклей и фильмов, в которых играл актёр.