Со времен отъезда Александра Бенуа в Париж, лидером группы «почетных вольных общников» по праву становится Сергей Дягилев. Он активно занимается организацией выставок, призывает друзей объединиться в «новое передовое общество» и мечтает о том, чтобы «возвеличить русскую живопись на Западе»…
Первая выставка Дягилева состоялась в 1897 году и представляла работы английских и немецких акварелистов. Впоследствии Бенуа объяснял этот выбор так: «Нас инстинктивно тянуло уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от нашего провинциализма и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ, подальше от литературщины, от тенденциозности передвижников, подальше от беспомощного дилетантизма квазиноваторов, подальше от нашего упадочного академизма…». Следом за ней прошла выставка скандинавских художников, в которой молодой импресарио к своему личному успеху добился участия, наряду с другими живописцами, признанных в то время в Европе и России мастеров А. Цорна и Ф. Таулова. Однако вскоре Дягилев решился на поистине грандиозное предприятие — большую выставку, к которой собирался привлечь не только финских мастеров, но и русских художников, имевших уже возможность убедиться в его организаторских способностях. Вместе с тем Сергей мечтает о выпуске собственного художественного журнала. Его мысли и переживания отражены в письме к Бенуа, написанном осенью 1897 года: «Я весь в проектах — один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к журналу новую, развивающуюся в Москве и в Финляндии отрасль художественной промышленности. Словом, я вижу будущее через увеличительное стекло. Но для этого мне нужна помощь и, конечно, к кому же мне обратиться, как не к тебе?..»
Итак, Дягилев заговорил о журнале, причем не в первый раз. Его создание было давней мечтой «общников». Он должен был стать своеобразным рупором — распространять взгляды членов объединения на искусство. Но прежде чем реализовать эту мечту, необходимо было — и Дягилев прекрасно это понимал — организовать крупномасштабную выставку…