Врубель «в рубль», или Выставки Дягилева

19 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Со времен отъезда Александра Бенуа в Париж, лидером группы «почетных вольных общников» по праву становится Сергей Дягилев. Он активно занимается организацией выставок, призывает друзей объединиться в «новое передовое общество» и мечтает о том, чтобы «возвеличить русскую живопись на Западе»…
Первая выставка Дягилева состоялась в 1897 году и представляла работы английских и немецких акварелистов. Впоследствии Бенуа объяснял этот выбор так: «Нас инстинктивно тянуло уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от нашего провинциализма и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ, подальше от литературщины, от тенденциозности передвижников, подальше от беспомощного дилетантизма квазиноваторов, подальше от нашего упадочного академизма…». Следом за ней прошла выставка скандинавских художников, в которой молодой импресарио к своему личному успеху добился участия, наряду с другими живописцами, признанных в то время в Европе и России мастеров А. Цорна и Ф. Таулова. Однако вскоре Дягилев решился на поистине грандиозное предприятие — большую выставку, к которой собирался привлечь не только финских мастеров, но и русских художников, имевших уже возможность убедиться в его организаторских способностях. Вместе с тем Сергей мечтает о выпуске собственного художественного журнала. Его мысли и переживания отражены в письме к Бенуа, написанном осенью 1897 года: «Я весь в проектах — один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к журналу новую, развивающуюся в Москве и в Финляндии отрасль художественной промышленности. Словом, я вижу будущее через увеличительное стекло. Но для этого мне нужна помощь и, конечно, к кому же мне обратиться, как не к тебе?..»
Итак, Дягилев заговорил о журнале, причем не в первый раз. Его создание было давней мечтой «общников». Он должен был стать своеобразным рупором — распространять взгляды членов объединения на искусство. Но прежде чем реализовать эту мечту, необходимо было — и Дягилев прекрасно это понимал — организовать крупномасштабную выставку…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.