Прощание с Чайковским и встреча с Толстым

  • 12 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Любовь Казарновская и Роберт Росцик продолжают начатый в прошлой программе биографический экскурс по страницам жизни Сергея Дягилева. Нынешняя передача посвящена годам бурной молодости студента Петербургского университета, поискам собственного предназначения и судьбоносным встречам этого периода…
Юные годы Дягилева проходили в водовороте светской жизни Петербурга, в компании друзей-«общников» — представителей передовой и очень амбициозной творческой молодежи. Учеба на юридическом факультете давалась скорее вопреки. В одном из писем того времени Дягилев пишет своей «матушке» Елене Валерьяновне: «…или читаю, или пою (чаще всего), или играю в четыре руки. Обедаю дома редко. Два-три раза в неделю у Философовых, раз у Михальцовых (знакомые семьи Дягилева, здесь и далее прим. ред.), редкую субботу пропускаю на Фурштатской… В театре бываю значительно реже прошлогоднего. Относительно тех, кто у меня бывает, скажу, что чаще всего, конечно, бывает Дима (Дмитрий Философ, кузен Дягилева), с которым видимся почти каждый день. Затем очень часто бывает Валечка Нувель (Вальтер Нувель, начинающий музыкант; позже будет тесно связан с балетной деятельностью Дягилева). С ним много играем, затем он аккомпанирует мне в пении».
Словом, по мнению молодого человека, он ведет жизнь «самую благоразумную». Отдавая дань западным литературным классикам, в частности, Эмилю Золя, и подчеркивая, что «мы все увлечены Ибсеном», он внимательно изучает и творчество отечественных литераторов — читает их книги, смотрит постановки в театре. В это же время, в первый год жизни в столице, Сергей «ужасно» увлекается художественными выставками.
Уже тогда начинают проявляться организаторские способности предприимчивого Дягилева. Он коллекционирует живопись и произведения искусства, заводит ценные знакомства с представителями творческой элиты, задумывается о проведении собственной выставки (которая состоится в 1897 году и будет представлять работы английских и немецких акварелистов), а художественно-музыкальный салон их студенческого братства потихоньку перемещается из пространства Бенуа в квартиру Дягилева на Литейном проспекте…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.