Станиславский и опера. Кто ты, Онегин?

  • 26 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Авторы программы «Вокалиссимо» продолжают разговор об одной из самых реформаторских оперных постановок Константина Сергеевича Станиславского — «Евгении Онегине» П. И. Чайковского. В центре внимания — образ самого Евгения Онегина, каким его видел великий театральный режиссер…
Первая исполнительница роли Татьяны в спектакле Станиславского — Майя Леопольдовна Мельтцер в своих воспоминаниях отмечает:
«Онегин, как трактовал его Константин Сергеевич, также создал в своем воображении идеал, который он не находил в окружающей его обстановке и который он слишком поздно разгадал в Татьяне. Онегин глубоко не удовлетворен жизнью — он хотел быть иным, но как это сделать, где найти выход, он не знает. Константин Сергеевич требовал, чтобы Онегин был очень молодым и внешне и душевно, а также чтобы зритель чувствовал, что поза его — это лишь некий модный в то время „байроновский плащ“. Внешне Онегин должен быть очень прост и благороден. Онегин очень умен и наблюдателен; он очень внимательно присматривается к семье Лариных, быстро всех понимает и определяет, кроме Татьяны, в которой он ошибся. Каждый персонаж он разгадывает, и поэтому эти люди вскоре ему надоедают — он всех их видит насквозь.
На своих занятиях, — продолжает Майя Леопольдовна, — Константин Сергеевич никогда не предлагал уже готовые образы: все они складывались в тесном сотрудничестве и в процессе совместной творческой работы учителя и ученика, режиссера и актера. В каждом конкретном случае в зависимости от индивидуальных особенностей актера, его вокальных данных, Станиславский искал такие ситуации и средства выражения, которые наиболее свойственны данному актеру. Не меняя общего рисунка роли, он каждому давал возможность раскрыть себя в ней, не повторяя качеств, свойственных другому артисту…»
Программу сопровождает запись оперы 2003 года, сделанная оркестром «Русская филармония» под управлением дирижера — Константина Орбеляна, при участии хора Академии им. Шнитке. Главные партии исполняют: Любовь Казарновская (Татьяна), Людовик Тезье /Франция/ (Онегин), Всеволод Гривнов (Ленский), Ирина Гелахова (Ольга).

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.