Станиславский и опера. «Евгений Онегин»

  • 19 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Любовь Казарновская и Роберт Росцик продолжают юбилейный цикл программ «Станиславский и опера» к 150-летию со дня рождения К. С. Станиславского. Одной из первых постановок в череде оперных сенсаций русского режиссера стал спектакль «Евгений Онегин» на музыку П. И. Чайковского, поставленный в 1922 году в Леонтьевском переулке, где начинала свои дни легендарная Оперная студия…
В начале 20-х годов Станиславский переехал с семьей в дом № 6 по Леонтьевскому переулку. В этом доме прошли последние семнадцать лет его жизни, а в десятую годовщину со дня кончины великого режиссера здесь в 1948 году был открыт мемориальный Дом-музей К. С. Станиславского.
Семья Станиславского занимала в доме второй этаж, который был разделен на две половины: жилые комнаты (кабинет, столовая, спальни) и помещения, где размещалась Оперная студия, созданная режиссером в 1918 году при Большом театре. Впоследствии студия была отделена от театра, и на протяжении нескольких лет все постановки были перемещены в здание в Леонтьевском переулке. Таким образом первые спектакли игрались в практически домашней атмосфере, а метафора театра-дома была в этом случае реализована буквально.
Главным помещением здесь был так называемый Онегинский зал. В мае 1922 года в этом зале состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленная силами студийцев под руководством Станиславского. Спектакль имел такой успех, что решено было перенести его на большую театральную сцену. Зал, где родился этот удивительный спектакль стали называть Онегинским, а колонны, составляющие одновременно часть интерьера зала и сценического решения спектакля, на долгие годы сделались эмблемой Оперной студии, а затем и театра.
В своих воспоминаниях Станиславский пишет:
«При этой работе я столкнулся с необходимостью новых исканий в области постановочных возможностей театра.
Дело в том, что все семь картин оперы Чайковского, с хорами и двумя балами, надо было поставить в небольшом зале старинного особняка, предоставленного в распоряжение Оперной студии. Кроме малых размеров помещения, там было еще одно препятствие, а именно: зал разделен толстой, красивой с архитектурной стороны, аркой с четырьмя большими мраморными колоннами, типичными для эпохи времен Пушкина и Онегина. Разрушать их было бы варварством, и потому пришлось включить их в самую постановку, в режиссерский замысел и мизансцену.
В первой картине оперы колонны и арка приспособлялись к террасе ларинского дома. Во второй картине они образовали типичный для эпохи альков, в котором помещалась кровать Татьяны. В третьей картине арка с колоннами, дополненная боскетным трельяжем, образовала садовую беседку, где происходило свидание Онегина с Татьяной. В четвертой картине между колонн вставлялась лестница, ведущая в танцевальный зал ларинского дома. В пятой картине на мраморные колонны надевались чехлы с древесной корой, превращавшие их в стволы сосен того леса, на опушке которого происходила дуэль. В шестой картине колонны образовали ложу и почетное место для приема на балу генерала Гремина и т. д. Таким образом, колонны являлись центром, вокруг которого планировалась декорация и к которому приспособлялась постановка. Колонны стали типичной принадлежностью самой студии и атрибутами ее значка или герба.
Постановка, приспособленная к натуре, потребовала от актеров более правдивой игры. Теснота заставила певцов стоять на месте и усиленно пользоваться мимикой, глазами, словами, текстом, пластикой и выразительностью тела.
В художественном и педагогическом смысле это было весьма полезно, так как вырабатывало более тонкие приемы выражения чувства, равно как и необходимую для артистов выдержку. Все вместе, т. е. интимность комнатной постановки, необычная для оперы игра певцов, создало оригинальный и привлекательный студийный спектакль…»
В программе Любовь Казарновская вспоминает свой опыт работы в этой исторической постановке (в 1977 году певица дебютировала в партии Татьяны на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), бесценные минуты общения с артистами-«станиславцами» и творческие встречи с первой исполнительницей роли Татьяны — Маей Леопольдовной Мельтцер

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.