Титульный вопрос сходу обескураживает, не правда ли? Готовьтесь, в нынешнем выпуске программы «Спрашивайте — Отвечаем!» вас ждут не менее интригующие сюжеты… Кого погубил Караян? Что Любовь Казарновская делает в одной из французских кондитерских? И чему можно научиться в ее Летней Академии Музыки в Словении?..
Любовь Казарновская: «Нужен ли певцу дирижер?.. А вы спросите у человека, нужна ли ему вторая нога, или он на одной попрыгает? Дирижер — неотъемлемая составная оперного театра…»
Роберт Росцик: «Это абсолютный нонсенс!.. Возьмите оперный спектакль и уберите из него дирижера — то, что останется, будет представлять собой еще большую „кашу“, чем мы наблюдаем сейчас. Прежде всего потому, что сегодня чрезвычайно мало певцов, которые знают свою партию досконально и могли бы исполнить ее без взаимодействия с дирижером…»
Любовь Казарновская: «За какую я идею… Дирижер, который душит всех и настаивает на своем беспрекословном лидерстве — это тоже ужасно, это фашизм. Но — без дирижера, той скрепляющей фундаментальной базы, которую он собой воплощает, оперного искусства быть не может».
Роберт Росцик: «В общем-то, мы вновь возвращаемся к тому, что личностный фактор играет очень важную роль. Это подразумевает под собой не только некое видение идеи, но также опыт, знание, желание работать на результат. Именно этого сегодня, к сожалению, чрезвычайно не хватает в оперном бизнесе. Оттого и возникают подобные вопросы, как нужен ли певцу дирижер. Для меня этот вопрос крайне неожиданный, но где-то можно объяснить причины его возникновения. Молодым дирижерам в наши дни как раз не хватает того запаса знаний, который они могли бы передавать певцам. Они либо не успели этого получить, либо не захотели. Сегодня время неумолимо бежит, и надо все успевать. А последствия мы видим собственными глазами…»