Опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» была поставлена Константином Сергеевичем Станиславским и его ассистентами в 1936 году в Московском оперном театре имени Станиславского. Основной театральной задачей здесь было заставить зрителей смеяться. На передний план вышел комедийный гротеск, в котором, по свидетельствам очевидцев, Станиславскому не было равных…
Из воспоминаний современников о репетициях «Дона Паскуале»:
«То, что делал Станиславский на репетициях, было процессом углубления спектакля. „Нам не нужны временные, быстро проходящие спектакли, слепленные на скорую руку. Творить надо раз и навсегда“, — говорил режиссер. Станиславский ничего не изменял в общей трактовке оперы, которая ему была предложена режиссерами-ассистентами: он только вылеплял окончательную форму и подправлял. Он принял и новую редакцию текста, и эскизы оформления, и характеристики персонажей оперы.
В первой сцене открывался неаполитанский дворик. Старый холостя, богач Дон Паскуале с нетерпением ожидал прихода своего домашнего доктора — пройдохи Малатесты, поверенного в сердечных делах. Желая отбить у старика охоту к женитьбе на молоденькой, Малатеста решил предоставить ему возможность испытать все «прелести» семейной жизни. В своей первой арии он расписывает качества молодой рыбачки Норины. Надо было видеть, как уморительно пел эту арию сам Станиславский, вставая на место актера. Он перечислял все достоинства невесты — и глаза, и волосы, и цвет кожи; и каждое новое качество он преподносил по-разному: то по секрету выдавал какую-то пикантную тайну, то соблазнял старика, то пригибался весь к земле и точно из-под полы вытаскивал какой-то запретный плод, то от восхищения был готов растаять, или от восторга упасть в обморок. Он открывал всё новые и новые прелести невесты — то конфузно, то изумленно, то таинственно, то вдохновенно, то уморительно; весь извивался и ёжился — якобы от удовольствия лицезреть все прелести своей красавицы. Это был подлинный комедийный гротеск. Глядя на него, актёры помирали со смеху. Недаром Станиславский любил в комедиях роли лукавых дураков…»
Программу сопровождает запись оперы «Дон Паскуале» под руководством эксперта по Доницетти — Габриеле Ферро. В главных партиях заняты: Габриэль Бакьё (Дон Паскуале), Джино Килико (Малатеста), Барбара Хендрикс (Норина), Лука Каноничи (Эрнесто) и др.