Цели, поставленные Станиславским при работе над постановкой оперы Верди «Риголетто», были просты и вытекали из существа его творческих убеждений. Он хотел создать содержательный, законченный по форме спектакль, выявляющий все ценное в этом выдающемся произведении оперной классики.
Спектакль «Риголетто» был завершен режиссером П. И. Румянцевым уже после кончины К. С. Станиславского и впервые показан зрителю 10 марта 1939 года.
В своих эскизах к опере «Риголетто», Станиславский пишет:
«В опере есть противопоставление развратного общества и угнетенных рабов, которые в конце концов взбунтовались. Современный зритель будет ждать с этой стороны. Ее я бы оттенил. Нужно ли, когда даешь оперу композитора, слишком сильно оглядываться на первоисточник (В. Гюго)? Думаю, что у Верди мало Гюго. У Верди вышло что-то свое и, по-моему, куда лучше, чем у самого Гюго, которого, по правде говоря, я недолюбливаю. По нашим тенорам, малорослым и совсем не похожим на герцога-нахала (Франциска I), надо делать роль под скверного, избалованного, шалого инфанта — мальчишку, который изнасиловал 14-летнюю девочку. Никто из наших не сыграет короля „a la Гюго“. Платонов? […] Больше всех подходит по внешнему виду Мирсков. Но как певец?.. Не знаю, справится ли.
<…> Разврат дворца, лесть и гниль двора ведут благородного человека в тюрьму, а всякие подхалимы наслаждаются жизнью, подлизываются. Шуты, которые взяли власть, тем самым мстят за себя — они ведь тоже угнетенные. У меня это было задумано так, что их бьют хлыстом. Риголетто стал шутом из-за того, что у него кривые ноги — он тоже угнетаемый и потому злой. Он везде неприятный, кроме проявлений отцовской любви — здесь он потрясающий: теплый, ласковый, нежный, с горячим сердцем. Ведь человек, который загнан и забит, не может быть милым — конечно, он будет озлобленным, и поэтому он мстит…»
Программу сопровождает live-запись оперы «Риголетто» 1966 года (Флоренция). В главных партиях заняты: Костас Паскалис (Риголетто), Рената Скотто (Джильда), Лучано Паваротти (Герцог Мантуанский) и др. Дирижер — Карло Мария Джулини.