Станиславский и опера. «Царская невеста»

  • 16 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Любовь Казарновская и Роберт Росцик продолжают цикл передач к 150-летию со дня рождения выдающегося театрального деятеля Константина Сергеевича Станиславского. Нынешний выпуск программы рассказывает о том, как знаменитый режиссер работал над постановкой оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в 1926 году…
В своих эскизах к опере «Царская невеста», Станиславский пишет:
«Вникните в содержание оперы, вслушайтесь в ее музыку: в ней есть очаровательная светлая мечта Марфы о счастье, радость любви двух юных существ, которые встретили друг друга. Но есть и другое — жестокий деспотизм и насилие, темные страсти, ведущие к преступлению, отчаяние и ревность брошенной и отвергнутой Любаши. Эти темные силы разрушают зародившееся счастье — оно попрано и затоптано, гибнет прекрасное юное существо, едва познавшее радость жизни. В последнем акте Марфа бьется как птица, посаженная в золотую клетку, и погибает. Чтобы передать внутреннюю суть произведения, нужны яркие контрасты света и тени, и первый акт должен идти в мрачных темных красках. В доме Грязнова — гнездо порока, разврата и бурных страстей. Опричники — предатели, шпионы, клеветники, в общем, НКВД; доходят до полной разнузданности. Грязной в пьяном угаре — так много пьет, что уже не пьянеет, хочет забыться, но ему это не удается, и все время встревает мысль о Марфе. Он мечется как тигр в клетке под этими низкими нависшими потолками рубленых хором. И ночь за окнами…
Надо начинать с простого — с элементарных физических упражнений. Они оторвут вас от ощущения публики, от желания угодить ей. Опричники, прежде всего, должны войти в комнату и со всеми поздороваться, не думая об изображаемых образах. Это придет позднее…»
«Вы можете войти в эту комнату, — спрашивает Станиславский актеров, — куда вас пригласили на празднование, и поздороваться со всеми присутствующими?». Так актеры начинают свои действия этюдным методом…
Программу сопровождают музыкальные фрагменты оперы «Царская невеста» в записи 1958 года (Большой театр). Дирижер — Евгений Светланов Исполнители: Александр Ведерников (Собакин), Елизавета Шумская (Марфа), Алексей Иванов (Грязной), Андрей Соколов (Лыков), Вероника Борисенко (Любаша), Татьяна Тугаринова (Сабурова).
Audio Player

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.