К 150-летию К. С. Станиславского: опера по системе Станиславского

  • 21 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В этом году вся театральная общественность отмечает 150-летний юбилей со дня рождения выдающегося российского реформатора театра — актера, режиссера и педагога Константина Сергеевича Станиславского. Авторы программы «Вокалиссимо» открывают особый цикл программ, посвященный творческому методу Станиславского в оперном искусстве…
Любовь Казарновская: «...Сегодня мы начинаем цикл программ о великом реформаторе театра — грандиозном человеке, повернувшем в свое время все развитие театра вспять и давшем новый импульс в развитии театрального искусства. Речь идет о Константине Сергеевиче Станиславском. В связи с 150-летием со дня рождения мэтра мы подготовили цикл программ, посвященный работе Станиславского в опере.
О реформаторской деятельности Константина Сергеевича Станиславского в драматическом искусстве, оказавшей влияние на весь мировой театр, существует бесчисленное количество серьезных научных исследований, книг и статей. А вот о его деятельности в опере, которая была так значительна и, может быть, гораздо более сложна в силу специфичности этого вида музыкального театра, мы имеем лишь считанное число работ. Поэтому нам кажется необыкновенно интересным поразмышлять именно о новациях, привнесенных Станиславским в оперу.
К сожалению, тот многолетний колоссальный труд Станиславского в оперном искусстве, приведший к созданию новой школы оперного певца, новым принципам построения оперных спектаклей и т. д., еще очень мало исследован. И нередко вся эта поистине титаническая работа, проделанная Станиславским, трактуется как механическое перенесение технических приемов драматического театра в оперу. А ведь это совсем не так. На самом деле Станиславский очень глубоко проник в законы построения музыкальной драматургии (что, в общем-то, он считал основополагающим в опере), и предложенный им метод полностью оправдан, как его личной практической деятельностью, так и серьезными достижениями оперного сценического искусства современности.
Мы знаем, что музыка сопутствовала Станиславскому в течение всей его жизни. С детских лет он серьезно занимался на рояле, самостоятельно пел, бесконечно много посещал оперные спектакли в Большом театре, участвовал в постановках водевилей и опереток в любительском кружке, занимался постановкой голоса и мечтал об оперной карьере. Не стоит забывать и о трех годах директвования в Московском отделении Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории, где его сотоварищами по дирекции были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. На протяжении жизни Станиславского связывала дружба с выдающимися музыкальными деятелями своего времени — Шаляпиным, Рахманиновым, Кусевицким, Комиссаржевским и многими другими, которая впоследствии сформировала ту базу великого интеллектуального труда, которым Константин Сергеевич ознаменовался на поприще оперного искусства…»
В своей книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский пишет:
«Когда управление государственными академическими театрами было поручено Е. К. Малиновской, она, в числе многих предпринятых ею реформ, решила поставить на должную высоту драматическую сторону в оперных спектаклях Московского Большого театра. С этой целью Елена Константиновна обратилась к Московскому Художественному театру, прося его помочь ей. В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский согласились режиссировать одну из опер, намеченных к постановке. Я же предложил устроить Оперную студию при Большом театре, в которой певцы могли бы совещаться со мной по вопросам сценической игры, а молодежь готовила бы из себя будущих певцов-артистов, систематически проходя для этого необходимый курс.
<…>Оперный певец, — продолжает Станиславский, — имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, т. е. с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой — преимущество его творческой работы. Трудность — в самом процессе изучения трех искусств, но, раз что они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие — мешать этому воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое».
Насколько размышления К. С. Станиславского актуальны в наши дни? Любовь Казарновская и Роберт Росцик рассуждают, сопоставляют, читают, слушают и делятся личным опытом…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.