Музыка австро-немецкой империи: Имре Кальман

  • 7 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Авторы программы «Вокалиссимо» радуют своих радиослушателей новым циклом программ. Музыка австро-немецкой империи и ее герои, первый из которых неподражаемый король оперетты, не имеющий равных по своей праздничности, «нарядности» и искрометности Имре Кальман.
Венгерский композитор Имре (Эммерих) Кальман родился 24 октября 1882 года в городе Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея торговца Карла Коппштейна.
Вскоре семья переехала в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.
В 1904–1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете «Пешти Напло». Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре.
Симфоническая музыка Кальмана особого успеха не имела, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, автора оперетты «Ярмарка невест», Кальман решил попробовать силы в оперетте. Его первая оперетта «Осенние маневры», поставленная в 1908 году в Будапеште, имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.
В 1908 году композитор переехал в Вену, где были созданы лучшие его произведения. В 1914 году Кальман написал оперетту, которую назвал «Королевой чардаша» (известна под названием «Сильва»). 17 ноября 1915 года в венском «Иоганн Штраус театре» состоялась ее премьера. Невиданный успех «Королевы чардаша» вознес ее автора на вершину опереточного Олимпа. Музыка Имре Кальмана завораживала всех своим блеском, роскошью и потрясающей искрометностью. После «Королевы чардаша» последовали не менее успешные «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Фиалка Монмартра» (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно-танцевальной мелодикой — стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.
В 1930-х годах композитор много работал в жанре киномузыки, написал историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), премьера которой стала для Кальмана последней в Вене.
В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. За рубежом композитор написал лишь две оперетты «Маринка» (1945) и незадолго до смерти «Аризонскую леди».
В программах, посвященных Имре Кальману, Любовь Казарновская и Роберт Росцик не прощаются с литературно-музыкальными эссе выдающегося русского писателя и драматурга Юрия Нагибина. Передачи сопровождают отрывки из новеллы «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана» (сборник «Вечная музыка»).

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.