«Тайны и легенды замка Нойшванштайн»: «Парсифаль»

  • 7 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Парсифаль» — последний оперный шедевр великого Рихарда Вагнера. Сам композитор предпочитал называть свое творение не оперой, а «сценической мистерией», искренне считая его своего рода религиозной церемонией. Он даже настаивал на том, чтобы это торжественное представление не давалось ни в одном оперном театре, кроме как в его собственном Festspielhaus в Байройте…
Парцифаль — герой куртуазного эпоса, образующего одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях и входящего в цикл романов Круглого стола. Литература о Парцифале огромна, однако в значительной своей части она совпадает с литературой о всем цикле романов Круглого стола.
К важнейшим литературным интерпретациям сюжета относятся:
— незаконченный стихотворный роман «Perceval le Gallois, ou Le conte du Graal» французского трубадура XI века Кретьена де Труа, продолженный впоследствии поэтами XIII века Вошье де Денэн, Манессье и Жерберт де Монтрейль;
— роман крупнейшего поэта немецкого средневековья Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Parzival», 1195-1210);
— позднейшие прозаические французские романы XIII–XIV веков;
— а также среднеанглийская метрическая обработка XV века — «Sir Percyvelle of Galles».
Уже в первом из дошедших до нас литературном источнике — незаконченном «Сказании о Граале» Кретьена де Труа — роман представляет сложное многочленное фабульное целое, в котором соединяются две сюжетные линии:
— история «простеца» Парцифаля, воспитанного в лесном уединении, юноши, одарённого рыцарскими доблестями, но лишённого рыцарской куртуазии, переживающего ряд полукомических приключений и с трудом усваивающего «вежество» подлинного рыцаря;
— история поисков святого Грааля — загадочного талисмана, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого Парцифалю суждено снять заклятие, тяготеющее над ним.
Именно эта последняя сюжетная линия, в которой скрещиваются элементы кельтских дохристианских мифов с мотивами христианской мистики, получает особое развитие в дальнейшей истории романа. Уже у Вольфрама она используется для прославления организации рыцарских орденов (в первую очередь храмовников), в дальнейшем же эта часть сюжета получает самостоятельное развитие, сливаясь с апокрифической историей Иосифа Аримафейского и разрастаясь в огромный цикл романов о святом Граале, в котором Парцифаль играет уже второстепенную роль или совсем уступает место рыцарю-аскету — девственному Галахаду, сыну грешного, но величайшего из рыцарей — Ланцелота.
В XIX веке историю Парцифаля в одноимённой музыкальной драме воплотил Рихард Вагнер. Вдохновение для создания своей оперы Вагнер черпал, прежде всего, в монументальном эпосе Вольфрама фон Эшенбаха, повествующего о судьбе простодушного рыцаря Парцифаля, воспитанного матерью в лесу. Пройдя множество испытаний, доблестный рыцарь становится хранителем таинственного Грааля, и главой рыцарского братства тамплиеров, оберегающих христианскую святыню.
У Вагнера идея поисков Грааля как пути духовного становления выражается с еще большей силой. В опере этот путь проходит не только сам герой, но и обольстительница Кундри, подосланная сначала, чтобы совратить непорочного Парцифаля, но затем раскаявшаяся и прощенная. Так, гуманистическая концепция романа Вольфрама фон Эшенбаха в опере Рихарда Вагнера трансформируется в религиозно-философское размышление…
В цикле программ «Тайны и легенды замка Нойшванштайн» к 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера авторы программы «Вокалиссимо» обращаются к оригинальному сюжету средневековой легенды о рыцаре Парцифале…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.