«Тайны и легенды замка Нойшванштайн»: «Лоэнгрин»

31 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Опера «Лоэнгрин» относится к выдающимся шедеврам Рихарда Вагнера. Сюжет оперы композитор почерпнул из средневековых сказаний. Образ рыцаря с лебедем впервые встречается в древнефранцузских легендах, позднее его воспевал выдающийся немецкий поэт XII века Вольфрам фон Эшенбах…
В поэме «Состязание певцов в Вартбурге», ставшей основой оперы «Тангейзер», легенда о Лоэнгрине впервые рассказана связно и последовательно. В этой поэме Рыцарь Лебедя представлен как современник короля Генриха I Птицелова (913-936). В более поздних источниках легенда о Лоэнгрине всегда связывается с легендой о чаше Грааль. Согласно древнему преданию, Грааль — это сосуд, в который Иосиф Ариматский собрал священную кровь Христа и скрыл его от врагов Спасителя на одном далёком острове. Далее легенда помещает Грааль в крепость на горе Мон Сальват, где чашу охраняют непорочные рыцари. К их числу принадлежит и закованный в серебряные латы Лоэнгрин.
В это предание Вольфрам фон Эшенбах вплёл сказочный мотив. Чудесное существо, как рассказывают многие народные сказки, может полюбить смертного человека под условием, что тот не нарушит какой-либо запрет. Когда запрет нарушен — а любопытство всегда заставляет его нарушить, — чудесный супруг исчезает. В сказках он сам прилетает в образе лебедя, однако в более поздних легендах лебедь везёт ладью с рыцарем.
Таким образом, основу «Лоэнгрина» составляют древнекельтские и германо-франкские предания. Интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 году в Париже. Рыцари Грааля упоминались во многих источниках, с которыми был знаком композитор: в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.