Опера «Лоэнгрин» относится к выдающимся шедеврам Рихарда Вагнера. Сюжет оперы композитор почерпнул из средневековых сказаний. Образ рыцаря с лебедем впервые встречается в древнефранцузских легендах, позднее его воспевал выдающийся немецкий поэт XII века Вольфрам фон Эшенбах…
В поэме «Состязание певцов в Вартбурге», ставшей основой оперы «Тангейзер», легенда о Лоэнгрине впервые рассказана связно и последовательно. В этой поэме Рыцарь Лебедя представлен как современник короля Генриха I Птицелова (913-936). В более поздних источниках легенда о Лоэнгрине всегда связывается с легендой о чаше Грааль. Согласно древнему преданию, Грааль — это сосуд, в который Иосиф Ариматский собрал священную кровь Христа и скрыл его от врагов Спасителя на одном далёком острове. Далее легенда помещает Грааль в крепость на горе Мон Сальват, где чашу охраняют непорочные рыцари. К их числу принадлежит и закованный в серебряные латы Лоэнгрин.
В это предание Вольфрам фон Эшенбах вплёл сказочный мотив. Чудесное существо, как рассказывают многие народные сказки, может полюбить смертного человека под условием, что тот не нарушит какой-либо запрет. Когда запрет нарушен — а любопытство всегда заставляет его нарушить, — чудесный супруг исчезает. В сказках он сам прилетает в образе лебедя, однако в более поздних легендах лебедь везёт ладью с рыцарем.
Таким образом, основу «Лоэнгрина» составляют древнекельтские и германо-франкские предания. Интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 году в Париже. Рыцари Грааля упоминались во многих источниках, с которыми был знаком композитор: в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества…