«Порги и Бесс» — уникальная опера Джорджа Гершвина. Это самое джазовое из всех сочинений для музыкального театра — единственное, которое по воле автора полностью разрешается исполнять только чернокожим певцам…
Долгое время в США «Порги и Бесс» полноценной оперой не считали. Триумф и всеобщее признание она снискала только в 1976 году после спектакля в Houston Grand Opera, основанном на подлинной — без купюр и искажений — партитуре Гершвина. С тех пор «Порги и Бесс» признана жемчужиной американской музыки, входит в репертуары многих театров и с неизменным успехом ставится в антрепризных проектах во всем мире.
А началось все с того, что как-то ночью композитора мучила бессонница, и он решил немного почитать. Тогда на глаза ему и попалась история о негритянских Ромео и Джульетте — пьеса Дю Боса Хейворда «Порги и Бесс».
Уже позже, после бродвейсокой премьеры 10 октября 1935 года в «Алвин-театре», критики назвали новое произведение Гершвина адской смесью из блюзов, духовных гимнов, джаза, европейской классической музыки и уличных напевов разносчиков. Еще одним упреком стало сочувственное и уважительное отношение к черным героям оперы. Тогда Америка не была столь политкорректной, как в наши дни.
Кстати, будущий шедевр принес будущему классику довольно серьезный убыток в десять тысяч долларов. «Ничего страшного, — сказал тогда с улыбкой Джордж Гершвин своему расстроенному продюсеру. — Я думаю, что лет через пятьдесят „Порги и Бесс обязательно принесут доход“. Собственно, так оно и произошло…
Авторы программы «Вокалиссимо» обращаются к истории создания главного шедевра композитора. В передаче звучат музыкальные фрагменты из оперы — в классических интерпретациях и неожиданных оригинальных трактовках блистательных джазовых музыкантов Рэя Чарльза и Клео Лейн, Oscar Peterson Trio, Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд, Майлза Дэвиса и многих других…