«Глазами Тургенева» — Итальянская опера в Петербурге

  • 28 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В цикле программ «Глазами Тургенева» Любовь Казарновская и Роберт Росцик рассказывают об итальянской оперной труппе на императорских сценах Петербурга XIX века…
Любовь Казарновская: «...Итак, в 1843 году итальянская оперная труппа начала свою деятельность в Петербурге, заняв руководящее место в системе императорских театров. Спектакли итальянской оперы, в которых выступали самые выдающиеся мастера итальянского вокального искусства, сыграли в духовной жизни России огромную и далеко не однозначную роль. Безусловно, симпатии слушателей были завоеваны очень быстро, и все слои общества, надо сказать, поддались этим симпатиям. Среди особых поклонников, которые много писали об итальянской опере, были такие знаковые люди своего времени, как Виссарион Белинский, Аполлон Григорьев, Федор Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский, Чернышевский, Глинка, Фет, Полонский и многие другие. Но в то же время в жертву итальянскому репертуару нередко приносились интересы русского музыкального сообщества, что не могло не вызывать внутреннего протеста со стороны крупнейших представителей русского музыкального искусства XIX века. Однако, наиболее прогрессивные деятели итальянского театра, такие как Полина Виардо, Анджолина Бозио, Дезире Арто, Камилло Эверарди и др., оказавшись духовно связанными с Россией, наряду с итальянской культурой, пропагандировали и русское музыкальное искусство. В пылу полемики сторонниками и противниками было высказано немало несправедливых суждений в адрес итальянских композиторов — Россини, Беллини, Доницетти и др. Немногие в ту пору сумели сохранить объективность, признавая достоинства итальянцев, однако Иван Сергеевич Тургенев принадлежал именно к этой немногочисленной группе…»
Полина Виардо была одной из центральных звезд итальянской оперной труппы, не говоря уж о ее особом месте в сердце русского писателя. С первой встречи Тургенев был покорен этой женщиной — красотой ее голоса, актерским талантом, умом и, конечно же, женским обаянием.
Любовь Казарновская: »…Полина Виардо была великой артисткой, талантливой пианисткой (ученица Ференца Листа по роялю и композиции), одаренным композитором, человеком высокой музыкальной культуры и очень изощренного тонкого вкуса и ума. Лист всегда подчеркивал, что, если бы Виардо не стала столь великой певицей, она была бы выдающимся культурным деятелем, кем она и стала по окончании сценической карьеры. Ее интересы были чрезвычайно широки и разносторонни, она никогда не замыкалась с тесном кругу оперного исполнительства. Перед ее искусством преклонялись Сен-Санс, Глинка, Лист, Берлиоз, Мерейбер, Клара и Роберт Шуман, ее обожали и боготворили поэт Альфред де Мюссе и писатель Оноре де Бальзак. Полина Виардо обладала в глазах общественности высоким музыкальным авторитетом, что позволяло ей соединять в своих музыкальных салонах выдающихся людей искусства и выстраивать культурный мост между Европой и Россией…»
Авторы программы «Вокалиссимо» представляют Полину Виардо в итальянском репертуаре, столь полюбившемся Тургеневу: непревзойденная Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, проникновенная Амина в «Сомнамбуле» Беллини и страстная Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти. Во всех этих ролях она достигала невероятных вершин вокального мастерства, драматической правды и эмоционального накала чувств…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.