«В оперу с Тито Гобби» — «Симон Бокканегра» и «Тоска»

  • 29 марта 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Авторы программы «Вокалиссимо» по многочисленным просьбам радио-слушателей возвращаются к циклу программ «В оперу с Тито Гобби», в котором Любовь Казарновская и Роберт Росцик изучают шедевры мировой оперной сцены вместе с книгой выдающегося итальянского баритона и оперного режиссера Тито Гобби…
В фокусе нынешней программы — оперы «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди и «Тоска» Джакомо Пуччини, в которых не раз блистал и сам певец.
Из книги Тито Гобби «Мир итальянской оперы» (Глава 10. «Симон Бокканегра»): Не могу описать чувства — радость, уважение, истинную любовь, — с которыми я всегда стремился служить этому великому произведению и как исполнитель главной роли, и как режиссер. Самомнение, тщеславие исполнителя, стремление к эффектным трюкам режиссера кажутся мне непростительными грехами. Ведь, ставя оперу, мы являемся лишь интерпретаторами, а не творцами, и наш долг — наилучшим образом воплотить идеи композитора, а не создавать собственные экстравагантные концепции. Конечно, мы должны полностью выложиться, отдать образу все свои чувства, индивидуализировать хорошо знакомую всем роль.
Так называемый «скрытый смысл», который придумали некоторые режиссеры, чтобы показать, как «глубоко» они проникли в реальный замысел композитора, обычно нелеп и заслуживает только презрения. Нет никакой надобности вторгаться в ткань произведения, искажать ход либретто и психологию развития характеров. Нам нужно просто идти тем путем, которым шел композитор, причем до того как он написал первые ноты. Этот путь и легче, и ближе к истине.
Если бы Леонардо да Винчи услышал хоть половину тех «пояснений», которые впоследствии были высказаны по поводу его Джоконды, он, думаю, никогда не приступил бы к картине!
Боюсь, что и в музыке, и в живописи обитает слишком много пигмеев, которые «интерпретируют» творения великих, исходя из собственной амбициозной заурядности.
А также: о тонкостях исполнения партии Симона Бокканегры — великодушии образа романтического пирата и благородстве музыки Верди; истинной родине Флории Тоски и двуличности барона Скарпии по мнению Тито Гобби…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.