В цикле программ «Музы гениев» Любовь Казарновская и Роберт Росцик открывают разговор о Кристиане Вульпиус — любовнице, жене и спутнице великого немецкого поэта Вольфганга фон Гете.
Любовь Казарновская: «Сегодня мы будем говорить о женщине, которая, в отличие от предыдущих двух героинь нашего цикла, стала буквально тенью своего мужа — бессловесной, рабской тенью, но очень большим другом и помощником великого человека, великого эгоиста и гения Вольфганга фон Гете.
Наверное, добрая половина женского населения нашей земли завидует женщинам, которые становятся спутницами великих людей. Но должна вам сказать, что участь их весьма и весьма далека от того, что мы подразумеваем под словом зависть. Потому что находится рядом с людьми, которые абсолютно отданы своему творчеству, своим постоянным эгоистическим привычкам, и быть слугами, быть тенями великих мужей — это подчас намного более сложная работа, чем состоять в браке с человеком, с которым у тебя партнерские и дружеские отношения.
Наша героиня — Кристиана Гете-Вульпиус — это женщина, которая полностью себя отдала, раздавив и свое эго, и положив на алтарь счастье своей отцовской и материнской любви к ногам великого Гете…»
Она появилась в жизни Гете (и, соответственно, в истории немецкой литературы) внезапно, из ниоткуда, из темноты и неизвестности, в веймарском парке, 12 июля 1788 года. Кто были ее родители? Отец был мелкий служащий, «писарь», подделавший какие-то официальные документы и со службы изгнанный; детство нашей героини прошло в бедности и лишениях. К моменту ее встречи с Гете родители ее уже умерли. В живых была тетка и младшая сестра — обе они переселились затем к Гете и помогали Кристиане вести хозяйство — и был брат, Кристиан Август Вульпиус, невольно поспособствоваший знакомству свой сестры с олимпийцем. Вульпиус был в тот момент личным секретарем какого-то барона, жившего в Нюрнберге; барон собрался его уволить; оставшись без всяких средств к существованию, написал он уже однажды ему помогшему государственному советнику, министру Саксен-Веймарского герцогского двора Иоганну Вольфгангу фон Гете не дошедшее до нас письмо с просьбой о помощи; вот это-то письмо двадцатитрехлетняя Кристиана и передала тридцатидевятилетнему Гете в парке; в тот же вечер, по всей вероятности, она стала его любовницей.