«Музы гениев» — Козима Лист-Вагнер. Передача четвертая

11 ноября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любовь Казарновсая, Роберт Росцик и Александр Журавлев завершают свой продолжительный и яркий рассказ о жизни и страсти Козимы Лист-Вагнер…
Последняя передача цикла рассказывает о рождении легендарного фестиваля музыки Вагнера в Байройте еще при жизни композитора, о превращении его самозабвенными усилиями Козимы в национальную святыню и мекку вагнеровского искусства, незаурядную деятельность и наследие которого мы можем наблюдать и по сей день. И, конечно, авторы программы говорят о жизни Козимы Вагнер после смерти фанатично любимого ею мужа и гения, которого она пережила почти на полвека. В сущности, эти полвека она целиком отдала служению, развитию и продолжению дела и рода великого Вагнера…
Можно сказать, что с Козимы и её окружения в Байройте, где она после смерти Вагнера стала полновластной хозяйкой, начался культ Вагнера как провозвестника «германского национального духа». Козима собрала вокруг себя реакционных журналистов, заражённых идеями национализма и антисемитизма музыковедов и критиков, тех, кого австрийский музыкальный критик Эдуард Ганслик назвал «братством ханжей святого Рихарда». Вагнеровские «апостолы», выхолостив всё, что было связано с открытием и свободой мысли, превратили его в идола «нового германского христианства», пророка северо-германского духа. Авторы байрейтского круга, таким образом, стали духовными предтечами национал-социализма. Мост к Адольфу Гитлеру был переброшен…
Е. Лопушанская (Дюссельдорф), февраль 2001, «Partner» Dortmund

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.