«Музы гениев» — Козима Лист-Вагнер. Передача первая

21 октября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любовь Казарновская, оперный эксперт Роберт Росцик и психолог-культуролог-социолог Александр Журавлев встречаются в цикле программ «Музы гениев» и говорят об удивительно самоотверженной женщине, которая всю свою жизнь, все свои силы и комплексы, хорошие и плохие, положила к ногам своего бога — Рихарда Вагнера.
Речь идет о Козиме Лист-Вагнер…
Любовь Казарновская: «...Почему Лист-Вагнер? Потому что она была второй дочерью композитора и пианиста-виртуоза Ференца Листа, которого в XIX веке носила на руках вся Европа. Лист к этому времени превратился в настоящего салонного льва, которого желали видеть и слушать все, и аристократия, и музыкальная критика, словом, самые „сливки общества“…»
Она была незаконнорожденной дочерью великого Листа, и этот комплекс, смешанный с чувством опустошенности из-за отсутствия родительской любви, преследовал ее на протяжении всей жизни. Она не была красавицей, но тайно влюбленный в нее Ницше, находил ее очарование безусловным. У нее был сложный, противоречивый, высокомерный характер — властолюбие и самомнение соседствовали с истовым желанием быть матерью, женой и слугой своему мужу. Тот же Фридрих Ницше в свое время писал о ней: «Госпожа Козима Вагнер — единственная женщина большого стиля, которую я знал; но я ставлю ей в счет то, что она испортила Вагнера».
Мнение психолога Александра Журавлева: «...Лист не торопился признавать своих детей. И, честно говоря, у меня лично есть большие сомнения по поводу того, насколько вообще в здоровой атмосфере они росли, с точки зрения их статуса — незаконнорожденные дети. Лист, при всем том, что это был человек практически, наверное, всемогущий, тем не менее, дистанцию между собой и своими детьми установил. Но дети, безусловно, любили его, и любили как постамент — это был тот отец-Дед Мороз, который всегда присутствует как миф. В воспитании Козимы и в ее жизни, мы увидим, есть масса очень интересных противоречий. При том, что это был человек с очевидными и очень основательными семейными ценностями — человек, который желал иметь семью, человек, который всегда хотел рожать детей, человек, который всегда хотел служить — обладал при всем этом высочайшей самооценкой, завышенной самооценкой, и, конечно, был раздираем массой комплексов…»
В первой части программы, заглядывая в безотрадное детство и нелегкую судьбу молодой Козимы Лист-Вагнер, авторы пытаются понять, под какими же влияниями, социальными и семейными, формировалась ее личность. Передача рассказывает о жизни до брака с Рихардом Вагнером, но практически в его семейном кругу, а также о непростых взаимоотношениях с первым мужем, талантливым пианистом и дирижером Гансом фон Бюловым, пылким почитателем Вагнера и любимцем самого композитора…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.