О Викторе Сергеевиче Попове

  • 23 июля 2009
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Эту программу Любовь Казарновская посвящает выдающемуся хормейстеру, основателю Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, художественному руководителю Академии хорового искусства — не так давно безвременно ушедшему от нас Виктору Сергеевичу Попову. В беседе принимают участие: Николай Азаров, который сегодня исполняет обязанности ректора Хорововой академии, Дмитрий Вдовин — заслуженный педагог Академии и журналист Владимир Габышев, который долгое время представлял интересы Хоровой академии за рубежом.
Любовь Казарновская: «Виктор Сергеевич Попов — замечательный человек, удивительный художник, творец и подвижник. В июле год как не стало Виктора Сергеевича и нам очень захотелось вспомнить его и поговорить о нем, потому что „большое видится на расстоянии“, как сказал поэт. И действительно, сейчас, в наше тяжкое, какое-то очень смутное, нехорошее время для культуры, понимаешь, какой вклад, какой ценой, такие люди как Попов вносили в это здание музыкальной культуры нашей страны».
Беседа раскрывает личность Виктора Сергеевича не только, как выдающегося педагога и талантливого руководителя, но и как разносторонне одаренного человека необычайно преданного своему делу. Такой эта программа получилась именно благодаря ее гостям — трем таким разным и в то же время очень близким к Виктору Сергеевичу людям. Владимир Габышев, будучи очевидцем многочисленных концертов и выступлений, рассказывает о деятельности хорового коллектива Попова как сторонний наблюдатель, которому всегда открывается лучший и конечный результат, раскрывая тем самым то самое зрительское восхищение, которое неизменно сопутствовало всем выступлениям хора.
Владимир Габышев: «Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения был только одной из сторон многогранной деятельности Виктора Сергеевича Попова. Надо сказать, что он практически одновременно возглавил Московское хоровое училище и начал создавать большой детский хор. В отличие от Хора мальчиков, Детский хор был любительским коллективом. Но если Попов чем-то занимался, то отдавал этому всю душу, все свои силы. Неудивительно, что результаты поражали. Звучание хора было высокопрофессиональным, о чем свидетельствует огромное количество фондовых записей, сделанных с различными составами хора на протяжении многих лет».
«Подвижник и пропагандист хорового искусства Виктор Сергеевич и его Детский хор были зваными гостями на лучших концертных площадках мира. Он многократно принимал участие в международных конкурсах и фестивалях хоров в Европе, Азии, Америке, где всегда получал самые высокие награды».
Попов стал продолжателем великого хорового дела в России. Профессиональное образование он сначала получил в Московском хоровом училище у А. В. Свешникова, а затем в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, которую окончил в 1958 году по классу хорового дирижирования у известного русского дирижера и педагога А. Б. Хазанова. Большая традиционная Российская хоровая школа в полной мере нашла свое продолжение в лице Виктора Сергеевича Попова.
О том, какой мыслилась Хоровая академия изначально, и что она представляет сегодня, в чем особенность и уникальность образования этого музыкального учреждения, о внутренней жизни Академии и ее хорового коллектива рассказывает ныне исполняющий обязанности ректора АХИ, преемник Виктора Попова, Николай Азаров.
Николай Азаров: «Конечно, когда уходит великий человек, великий музыкант, который создал эту Академию, который много лет ею руководил, отдавал ей всю душу, сердце, мастерство, талант, умение, знание, пусть это звучит несколько банально, но мы как будто осиротели. Виктор Сергеевич всегда был феноменально энергичным человеком. Своей жизнью он доказывал только одно, что когда ты действительно фанатично предан своему делу, результат обязательно будет. Поэтому сейчас все преподаватели Академии хорового искусства прикладывают массу усилий, что бы и в это непростое время, и в отсутствие своего создателя, сделать так, что бы и само учебное заведение АХИ выжило, и тот творческий материал, который был накоплен и создан Виктором Сергеевичем за все эти годы, тоже сохранился…»
И совершенно замечательные жизненные истории, курьезные и печальные, смешные и трогательные рассказывает Дмитрий Вдовин. Сегодня он заслуженный педагог Академии, а некогда занимал там пост заведующего кафедрой сольного пения. С Виктором Сергеевичем он работал очень много, близко и плотно. Его рассказ — это рассказ о Попове человеке, друге и соратнике.
Дмитрий Вдовин: «Я пришел в Академию в довольно тяжелое время. Не знаю, что произошло, но в этот год из Академии безвременно ушли некоторые ведущие педагоги. В общем, это было время тревожное, которое перекликается с прошлым годом, когда ушел сам Виктор Сергеевич…
И вот когда он меня позвал, я пришел в Академию. Был летний солнечный день. Я захожу к нему в кабинет, и сидит человек, который по моим подсчетам должен быть весьма в возрасте. Сидит парень, но седой, с голубыми глазами, в голубой спортивной рубашке Lacoste, улыбаюсь своей потрясающей улыбкой. Я был просто в шоке! Потому что кругом руководители, к которым надо проходить через череду секретарш, записей и «серых пиджаков». Никогда не было у него этого! Любой человек от уборщицы, от шестилетнего мальчика, который поступил, до профессора мог в любой момент к нему зайти…»
В программе звучат произведения Перголези, Шуберта, Чайковского, русские народные песни…

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.