Феномен Федора Ивановича Шаляпина

  • 2 июля 2009
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Любовь Казарновская вместе со своим мужем Робертом Росциком рассказывают о гении музыкальной сцены — Фёдоре Ивановиче Шаляпине. Великий певец, выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова — его феноменальный, могучий талант был бесспорным, а сама его личность стала олицетвореним русской музыкальной культуры первой половины ХХ столетия.
Любовь Казарновская: «Действительно, это феномен, действительно это космическое явление. И мне хочется сказать только одно, что подарила нам Россия такого гения, такого величайшего человека, который перевернул полностью наше сознание и наш образ артиста-певца, который был уже достаточно сложившимся. И до сих пор мне кажется, что для нас для всех это такой флаг, это такая недостижимая эстафета, до которой бежать и бежать. Как до звёзд не достать, так не достать, наверное, до вот этого совершенства, которого добился Шаляпин».
Шаляпин был одинаково убедителен и в оперных партиях, и в романсах, и на концертной эстраде… Любовь Казарновская и Роберт Росцик рассматривают многогранный талант его выдающейся личности в самых разных ипостасях — от русских-народных песен до зарубежного репертуара, а еще рассуждают на тему: возможно ли такое явление, как Федор Иванович Шаляпин в наши дни?
Любовь Казарновская: «...Мы всегда говорим о том, что неинтеллигентный певец, необразованный певец, это сразу слышно на сцене. То есть стоит такой футляр с голосом, это стоит перед нами человек, который ноточки воспроизводит. Ведь Шаляпин, всем это известно — крестьянский сын, белобрысый мальчишка из Казани, который продел путь от сапожника, писаря, испуганного статиста до величайшего выдающегося художника, который, в общем-то, перевернул представление об артисте-певце, как в опере, так и на концертной эстраде».
Роберт Росцик: «Он отличался от всех других не своим голосом, потому что голосов много было, и в наши дни есть, и раньше было еще больше, чем сегодня. Дело не в этом, а дело именно в личностном факторе. Если на сцене личность, может быть один звук не туда, не сюда — это неважно. В принципе, потому что сам образ и сама личность решают, в общем-то, все…»
В программе звучат произведения Брамса, Россини, Рубинштейна, Бойто, Массне, Даргомыжского, Мусоргского.

Последние выпуски программы

Католическое Рождество с «Вокалиссимо»

Праздничная передача посвящена Рождеству, которое у западных христиан по традиции отмечается 25 декабря, а еще — прекрасному времени ожидания чудес, праздника и исполнения заветных желаний…

Опера, режиссерский театр и композиторский язык

Для кого пишут композиторы? Интересен ли Верди как драматург? От чего умирает Виолетта? Как уберечь себя от стереотипов? Что спасет современную оперу? Ответы на эти и многие другие вопросы можно в рубрике «Спрашивайте — Отвечаем!», программа Любови Казарновской, на радио «Орфей»…

Певцы не в своем репертуаре

Почему тенор Пласидо Доминго решил стать баритоном, а сопрано Мария Гулегина взялась за принцессу Эболи, одну из титульных партий меццо-сопранового репертуара?.. В этих и других вопросах в цикле «Спрашивайте – Отвечаем!» разбираются Любовь Казарновская, Роберт Росцик и Александр Журавлев.