Как изменился подход к написанию киномузыки?

16 февраля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Поменялся не только подход. Поменялся сам процесс и осмысление этого процесса. И здесь есть, наверное, две области, о которых стоит поговорить. Первая область — это область технических возможностей написания музыки.
Скажем, двадцать пять лет назад, когда компьютерные технологии ещё так не господствовали в нашем мире, от композитора требовалось умение писать ноты. Да, это звучит удивительно: композитор, который умеет писать ноты, — боже мой! Сейчас, кстати, очень мало композиторов, которые умеют писать ноты. Есть специальные программы, которые то, что композитор наиграет на самоиграйке, вдруг превращают в ноты. Эти ноты приносят музыкантам, и музыканты порой не могут разобраться в них, потому что они сгенерированы искусственным интеллектом.
Как изменился подход к написанию киномузыки?
А на рубеже веков всё происходило иначе. Композитор встречался с режиссёром, режиссёр ставил задачу, определялись те места в картине, для которых нужно было писать музыку. Композитор на рояле демонстрировал режиссёру ту музыку, которую он собирался записать, и рассказывал ему, какие инструменты будут её исполнять, как это будет звучать, какова будет общая звуковая картина. И только тогда, когда происходила запись оркестра в студии, — только в этот момент режиссёр понимал, это музыка к его фильму или не к его фильму.
В настоящее время, для того чтобы показать режиссёру какую-то работу, композитор должен принести уже готовую фонограмму, записанную с участием электронных звуков, виртуальных инструментов, абсолютно точно напоминающую то звучание, которое будет в фильме. И без этого работа практически невозможна.
Можно не уметь писать ноты, можно не знать оркестровку. Как говорят молодые люди, для этого есть специально заточенные профессионалы, которые придут и напишут ноты. И этот процесс происходит не только у нас в стране. Это процесс всемирный. Иногда композитор является только автором темы. А всё остальное вместо него делают профессиональные люди.

Последние выпуски программы

Искусственный интеллект в работе композитора

Мне в помощь служат современные достижения музыкальной индустрии. В частности, музыкальные редакторские программы.

Кинокомпозитор — это многостаночник-универсал или специалист узкого профиля?

Кинокомпозитор — это многостаночник-универсал или специалист узкого профиля?

Почётно ли писать киномузыку сегодня?

Вот те молодые люди, которые сегодня приходят в кино, приходят в надежде услыхать своё имя с приставкой «кинокомпозитор».