«Лев Гурыч Синичкин»

Выпуск 53
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Премьеру водевиля «Лев Гурыч Синичкин» в Малом театре посвятили юбилею — 200-летию исторического здания, открытого в 1824 году. Поскольку совсем недавно была проведена масштабная реставрация и зал Малого театра, и коридоры, и лестницы сверкают всем своим золотом, мрамором и прочим историческим блеском, — слава Б-гу и, конечно, дирекции и, увы, ушедшему худруку Юрию Мефодьевичу Соломину, — театру есть и что, и где праздновать. Соломин умер в январе 2024 года, но его имя (правда, теперь в траурной рамке) по-прежнему на сайте, его печатают на афишах и в программках. Но «Льва Гурыча Синичкина», говорят в театре, для юбилейного спектакля одобрил и даже выбрал именно Соломин. Поставил спектакль главный режиссёр театра Алексей Дубровский.
Нынешний «Лев Гурыч…» несколько отличается от классического водевиля Дмитрия Ленского, который сам служил в Малом театре и эту историю сочинил для себя и для своих товарищей, — на премьере в 1839 году он играл князя Ветринского. Новая постановка отличается и от обоих советских фильмов по классической пьесе. Собственно, в Малом взяли не сам водевиль Ленского, а специально для этого спектакля написанную сценическую версию Сергея Плотова, автора большого числа остроумных театральных капустников, а также и подобных переделок и доделок.
«Лев Гурыч Синичкин»
В результате многие сюжетные ходы классической пьесы были спрямлены, — можно сказать, что Плотов оставил остов истории, добавив к нему каламбуры и остроты, понятные тем зрителям, которые знают, например, кто такой и как примерно выглядел Владимир Иванович Немирович-Данченко (кстати, человек, Малому театру тоже не чужой). Но и те, кто не в курсе, что и кто стоит за фигурами и вечными спорами здешних директора театра Константина Петровича Пустославского и режиссёра Владимира Ивановича Налимова-Сомова, знать не знают, как выглядел Немирович-Данченко, всё равно получат на этом спектакле удовольствие, потому что нынешний «Лев Гурыч Синичкин» в Малом — это именно тот театр, которого ждёт и от которого получает радость неискушенный зритель, отвечая ожиданиям обывателя о настоящем и хорошем театре. И искушённая публика тоже радуется, чувствуя себя простыми обывателями и — редкий случай! — не ощущая от этого дискомфорта.
Коротко говоря, на сцене не классический «Лев Гурыч Синичкин», а стилизация, игра в водевиль, в котором большая группа, названная в программке актёрами и актрисами провинциального театра, выполняет роль хора и кордебалета в мюзикле и, надо отдать должное, они слаженно двигаются и хорошо поют.
Несколько досадуя на потери сюжета, тем не менее, приходишь к выводу, что в этой истории почти всё, что могло пойти в минус, в итоге пошло на пользу спектаклю.
Хорошая музыка, написанная специально для спектакля Александром Владимировичем Чайковским, хорошо исполнена и хорошо записана, хорошая актёрская школа видна в нескольких поколениях труппы Малого театра, эффектно смотрятся выходы из роли — актёрские апарты, которые в этом жанре уместны. И игра в театр, которая возвращает нас к идее канонического «Льва Гурыча…», задуманного как гимн театру и гимн актёру.
Артисты Малого с удовольствием пользуются всеми предоставленными им возможностями для разнообразной игры, но прежде всего — для демонстрации самих себя, позволяющей и перебор, и даже перебор с перебором. В этом качестве особенным успехом пользуются Александр Клюквин и Валерий Афанасьев. Клюквин с удовольствием играет директора театра Пустославского, а Афанасьев срывает аплодисменты в карикатурной роли мецената Зефирова. Афанасьеву повезло, на мой взгляд, больше остальных, поскольку для мецената придуман и триумфальный выход, и исполненный грозного достоинства слуга Вильям, который, подобно Гамлету, появляется с черепом в руках, а каждый его шаг сопровождается страшным грохотом, как будто он не только Гамлет, но одновременно еще и ожившая статуя Командора. На их фоне пока теряется заглавный герой, хотя роль Льва Гурыча отдали Виктору Низовому, одному из лучших артистов среднего поколения. Верного тона, по-моему, он ещё не нашёл.
К сожалению, не смогу похвалить и героиню, дебютантку Лизу Синичкину, — на мой взгляд, молодой актрисе (пока во всяком случае) не хватает хрупкости и наивности, наверное, необходимых в этой роли и, всматриваясь в лица девушек, выходивших на премьере в вокально-танцевальной массовке, я не раз ловил себя на мысли, что и эта, а ещё и та больше бы подошли на роль дебютантки. Екатерина Гревцева, когда она сталкивалась на сцене с местной примой Раисой Сурмиловой, не вызывала никаких опасений, — было видно, что она сумеет за себя постоять. Такая, как эта, добившись дебюта, скоро займет место главной каботинки в труппе.
Но общего хорошего впечатления даже это не портит, потому что, наверное, главное определение, которое можно дать премьере «Льва Гурыча Синичкина», это — здоровый театр, полезный для здоровья, а такой театр сегодня встретишь нечасто.

Последние выпуски программы

«Палата № 6»

Я могу наконец высказаться об одной из главных премьер последнего времени — про «Палату № 6» Льва Абрамовича Додина в Малом драматическом театре.

«Курьер»

Сходил в театр и испытал там настоящее счастье, — это о «Курьере» Владимира Панкова в Центре драматургии и режиссуры.

«Записки покойного Белкина»

Среди других спектаклей, вышедших к недавнему пушкинскому юбилею, спектакль Камы Гинкаса — один из самых долгожданных.