«Ромео и Джульетта»

28 июля 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.
Некоторое право рассказать об этой премьере я нахожу в том, что по жанру её относят к драмбалетам, и как театральный критик, специализирующийся на драматическом театре, несколько слов — в том числе, об истории спектакля и особенно — о драматической его составляющей, я могу себе позволить.
«Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского для Большого театра — спектакль-легенда.
«Ромео и Джульетта»
Достаточно сказать, что на сцене Большого балет, впервые поставленный в Ленинграде, в Кировском театре, возобновляли в середине 40-х, когда из Ленинграда в Москву переехала Галина Сергеевна Уланова, и знаменитый, буквально легендарный пробег Джульетты в ее исполнении — из этого спектакля Лавровского. Триумфальные лондонские гастроли Большого 1956 года — когда зрители раскладывали костры вокруг Ковент-Гарден, чтобы утром купить заветные билеты — своим невиданным успехом обязаны были «Ромео и Джульетте» Леонида Лавровского, в то время — главного балетмейстера театра.
Ну и потом вполне символическим стало возвращение этой версии «Ромео и Джульетты» в 90-е, когда Большой театр на какое-то время расстался с Григоровичем и новому генеральному директору Владимиру Васильеву важно было показать, что в балетной истории театра были и другие великие страницы.
В нынешней возобновлённой версии заглавные партии танцуют лучшие солисты Большого — Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Танцуют, подтверждая немудреную, в общем, мысль о том, что в балете ноги и руки, конечно, очень важны, но актерский талант, проживание роли тоже необходимы, а в драмбалете, где танец существует на равных с пантомимой, без этого тем более не обойтись.
В «Ромео и Джульетте» Лавровских — тут, наверное, можно уже и, наверное, правильно будет говорить и так, — сольные сцены и дуэты, конечно, очень важны, без главных героев спектакля бы точно не получилось, но в этом старом, но всё-таки не устаревшем за прошедшие десятилетия спектакле не менее важны и не менее эффектны массовые сцены. Самая известная — конечно, танец с подушками, появившийся как раз благодаря Леониду Лавровскому, не только балетмейстеру, но и соавтору либретто, но и совсем не такая знаменитая — сцена схватки Меркуцио и Тибальда, за которыми — сражающимися на авансцене — наблюдает рыночная толпа. Не просто наблюдает — толпа как будто дышит, то подступая к сошедшимся в поединке, то — освобождая место для их сражения, похожая на море, которое то бьется волной о берег, то отступает — в данном случае, как будто сочувствуя тому или другому участнику смертельного поединка, но — такова, наверное, всегдашняя суть толпы, — она буквально не ударяет палец о палец, чтобы помешать убийству, даже двум убийствам на глазах у сотни свидетелей.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.