«Ворон»
26 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
До конца июня следующего года в Учебном театре Театрального института имени Щукина можно увидеть спектакль «Ворон» по волшебной сказке Карло Гоцци. Хотя с итальянского жанр, которым сам Гоцци называл свои пьесы — фьяба, переводится буквально как сказка, эти сказки — особого рода, местами — очень страшные, в них не раз надежды на спасение и счастье влюбленных рушатся в тартарары, а роль пугающих и неизменно сбывающихся предзнаменований напоминает о всевластии рока в древнегреческих трагедиях. При этом высокопарные диалоги принцев и принцесс то и дело снижаются простонародными, то есть грубоватыми и смешными разговорами персонажей итальянской комедии масок — Бригеллы, Труффальдино, Панталоне. Кстати сказать, Панталоне в «Вороне» — не привычный купец или чуть выживающий из ума старик-отец, а бравый адмирал, чьи старческие движения и сгорбленная фигура резко контрастируют с решительностью слов и поступков и той ролью, которая поручена ему самим Карлом Гоцци, а в спектакле — еще и режиссёром, о котором необходимо сказать самые добрые слова. На курсе известного актера, а теперь и известного педагога, доцента Щукинского института Кирилла Пирогова страшную итальянскую сказку поставил итальянский режиссер Клаудио де Мальо, которого не только в Москве, но и в Италии тоже считают одним из главных специалистов по театру итальянской комедии масок, требующей от актеров особого мастерства — пластики, речи, да и сами маски, закрывающие пол-лица, надо научиться носить и в этих масках играть, то есть, играть особые характеры комедии дель арте. В спектакле игра героев-масок уже сегодня приносит немало радости зрителям, тем более, что вроде бы скромные возможности студенческого театра позволили создать довольно-таки впечатляющие спецэффекты, когда по сюжету на публику надо нагнать побольше страха, — в эти минуты и героям становится не по себе и зрители — со мной, например, так и было! — начинают не на шутку переживать за судьбу прекрасной принцессы Армиллы, в борьбе за семейное счастье которой с королем чуть не погибает его лучший друг принц Дженнаро.
Щукинская, то есть вахтанговская школа по-прежнему чувствуется. В том, например, что герой, а главным героем этой истории справедливо становится страдающий за всех Дженнаро, — он должен быть высоким и красивым молодым человеком. Так и есть. И героиня, из-за которой приходится переживать и страдать почти три часа (с антрактом) почти всем остальным персонажам, — она, конечно, тоже должна быть красавицей, каких по-прежнему умеют отбирать и воспитывать именно в Щуке. Ну и традиции играть такие вот итальянские страсти здесь тоже живы — с тех самых пор, когда Вахтангов поставил «Принцессу Турандот». Вроде бы сто лет прошло — а не потеряли и не расплескали
Не знаю, важно или нет, но щукинский «Ворон» на прошедшем недавно первом Всероссийском фестивале студенческих спектаклей «Точка А» получил награду как «Лучший спектакль».