«Не только любовь»

14 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом. Для зрителей первых спектаклей это была очень близкая, понятная история, в которой заботы колхозников о посевной были не фоном, а вполне соразмерными параллельно развивающимся любовным историям. А решение председателя колхоза Варвары Васильевны отказаться от вдруг нахлынувших чувств и не вставать поперёк любви вернувшегося в родные края Володи Гаврилова с его невестой Наташей, казалось единственно возможным в мире, где правили партком и моральные принципы строителя коммунизма. В опере Щедрина о руководящей роли партии нет ни слова, и с самого первого и никак не прекращающегося дождя силы природы здесь явно сильнее любых уставов и принципов, сильнее — до тех пор, пока сама Варвара не наступает на горло собственной песне — конечно, в фигуральном смысле. Можно сказать, дитя Оттепели, поскольку у Щедрина тут царит вольных дух русской частушки — и в музыкальном строе, и в игривом слове; они как бы вторят дождю и ветру, поскольку частушки, как дождь и ветер на земле появились раньше колхозов.
В общем, должно было пройти 60 лет, чтобы историческая дистанция позволила воспринимать героев без колхозных скидок. Декорации меняются, а чувства по-прежнему волнуют и героев на сцене, и публику в зале.
«Не только любовь»
Хотя надо отдать должное режиссёру Евгению Писареву (а по-моему, он поставил один из лучших спектаклей последних лет, и в музыкальном, и в драматическом театре), — вопреки всем старо- и новомодным тенденциям, персонажей Щедрина и Василия Катаняна, написавшего либретто, он не пытается переселить в наше время, куда-нибудь вперёд или наоборот назад, и это идет на пользу спектаклю. Если бы не одна или две ненужные вольности — вначале один из трактористов зачем-то отбегает справить нужду под опорой электропередачи, в другом случае, пока хор переживает из-за мешающего начать посевную дождя, наверное, чтобы публика не заскучала от хорового пения, в правой части сцены появляется женский танцевальный квинтет, — вероятно, как привет от балетной части труппы. Во всём остальном и декорации Максима Обрезкова, и костюмы Марии Даниловой, и хореография Сергея Землянского вопросов не вызывают. Даже финал фильма «Кубанские казаки», который режиссёр запускает, когда по сюжету разворачивается сцена в колхозном клубе, представляется оправданным и уместным.
Вроде бы весёлый, легкий жанр частушки в опере «Не только любовь» становится и отражением, и выражением сильных чувств, до поры неконтролируемых страстей, которые владеют и Варварой, и Наташей, и Володей, — ещё, кажется, минута-другая, шаг в сторону и трудовой топор станет орудием убийства, а сюжет рванет в сторону «Леди Макбет Мценского уезда»…
В моём спектакле Варвару пела Лариса Андреева, которую в предыдущей премьере, «Царской невесте», критики отметили в партии Любаши. В опере Родиона Щедрина она сумела сыграть и драматизм, и пропеть свою партию, не оставив ничего неясного или невнятного в характере и в словах своей героини. Одно, наверное, но, хотя тут никто из участников нынешней постановки не виноват. Судьба оперы «Не только любовь», её известность связаны всё-таки не с премьерой в Новосибирске или в Большом, а со спектаклем Камерного театра Бориса Покровского, которым он и открылся через 10 лет после первого исполнения оперы. В интернете нетрудно найти запись арии Варвары в исполнении Тамары Ильиничны Синявской. И вот этого всего — и глубины понимания, драматизма характера, ну и конечно вокальной неповторимости сегодняшним исполнителям недостаёт.
Впрочем, оркестр под управлением Феликса Коробова сумел передать и драматизм, и красоту частушечного распева, широту русского характера, чем очевидно был увлечён в пору написания оперы Родион Щедрин.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.