«Генерал и его семья»
10 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Спектакль «Генерал и его семья» по одноименному историческому роману писателя и поэта Тимура Кибирова на Новой сцене Театра Вахтангова поставила Светлана Землякова. Премьеру сыграли в декабре 2022 года и с тех пор его играют обычно два раза в месяц. С неослабевающим успехом.
Землякова — известный и уважаемый педагог по сценической речи, одна из главных сегодня авторитетов в этой области и мэтр гитисовской школы. И она, и не менее известные её коллеги — Марина Брусникина, Вера Камышникова — в последние годы стали ставить спектакли, и в этом качестве востребованы, кажется, чаще и чаще.
Трудно сказать, что именно так увлекло Землякову в романе, который несколько лет назад получил даже важную литературную премию. Известный и талантливый поэт, создавший, можно сказать, целый жанр поэм-каталогов советского художественного и околохудожественного быта, в романном жанре Кибиров, на мой взгляд, не так интересен. Но портрет современника на фоне уходящей советской эпохи, — пожалуй, дефицит такого рода литературы мог обратить внимание на этот роман, где генерал-патриот теряет почву под ногами — и в процессе приближения конца СССР, и в родной семье, где он в одиночку воспитывает любимую дочь: «Кто у нас самая красивая девочка?» — чем дальше, тем острее и больнее воспринимается из уст Максима Севриновского, который играет генерала, этот обращенный к дочери примирительный вопрос.
Выбор артиста на главную роль становится большой и настоящей удачей спектакля, в котором происходящее в стране и в семье героев никак не меняет. Пробиваясь сквозь красивые, но не участвующие в развитии сюжета пластические этюды, актёр — и режиссёр, конечно, тоже — предлагают тип социального героя, на современной сцене почти не представленного. Честного советского офицера, генерала, может быть, человека не очень сложного, но думающего и порядочного. Севриновский и театр показывают его таким, что генерал Василий Иванович Бочажок вызывает искреннюю симпатию, даже сочувствие, а дочь, которая выбирает эмиграцию с мужем, поступает хоть и понятно, и в духе времени, но, если можно так сказать, бездушно. В такой роли — если говорить про генерала — легко представить игравшего на вахтанговской сцене Михаила Ульянова, а персонаж Севриновского в старости, наверное, мог бы прийти к идеям и практике «Ворошиловского стрелка», которого сыграл когда-то Ульянов.
Говорить о Севриновском и его герое интересно. Об остальном — не очень. Без ответа остаётся вопрос о жанре: если это мелодрама, то должны быть завязка, кульминация и развязка, которых в спектакле нет. Смотришь на сцену и то и дело ловишь себя на мысли, что перед глазами сменяют друг друга этюды из зачета по сценической речи, в которых выходят теперь уже взрослые артисты. Прошу, конечно, прощения, но я считаю лукавыми все разговоры о постдраматическом театре. Ничего такого нет. Повествовательности прозы — когда нет пьесы (с завязкой, кульминацией и развязкой) — режиссёр преодолеть не смог. Спектакль идет без малого 4 часа, лучше бы, конечно, короче, но режиссёру, судя по всему, и тот диалог было жалко потерять, и эту сцену, и другую, третью, хотя они ничего уже не добавляют к раз и навсегда выведенным героям, которых нам показывают то в одних, то в других обстоятельствах. Не обманывая в главном: на фоне жизни страны, в диалоге с недавней историей.