«Генерал и его семья»

  • 10 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Спектакль «Генерал и его семья» по одноименному историческому роману писателя и поэта Тимура Кибирова на Новой сцене Театра Вахтангова поставила Светлана Землякова. Премьеру сыграли в декабре 2022 года и с тех пор его играют обычно два раза в месяц. С неослабевающим успехом.
Землякова — известный и уважаемый педагог по сценической речи, одна из главных сегодня авторитетов в этой области и мэтр гитисовской школы. И она, и не менее известные её коллеги — Марина Брусникина, Вера Камышникова — в последние годы стали ставить спектакли, и в этом качестве востребованы, кажется, чаще и чаще.
«Генерал и его семья»
Трудно сказать, что именно так увлекло Землякову в романе, который несколько лет назад получил даже важную литературную премию. Известный и талантливый поэт, создавший, можно сказать, целый жанр поэм-каталогов советского художественного и околохудожественного быта, в романном жанре Кибиров, на мой взгляд, не так интересен. Но портрет современника на фоне уходящей советской эпохи, — пожалуй, дефицит такого рода литературы мог обратить внимание на этот роман, где генерал-патриот теряет почву под ногами — и в процессе приближения конца СССР, и в родной семье, где он в одиночку воспитывает любимую дочь: «Кто у нас самая красивая девочка?» — чем дальше, тем острее и больнее воспринимается из уст Максима Севриновского, который играет генерала, этот обращенный к дочери примирительный вопрос.
Выбор артиста на главную роль становится большой и настоящей удачей спектакля, в котором происходящее в стране и в семье героев никак не меняет. Пробиваясь сквозь красивые, но не участвующие в развитии сюжета пластические этюды, актёр — и режиссёр, конечно, тоже — предлагают тип социального героя, на современной сцене почти не представленного. Честного советского офицера, генерала, может быть, человека не очень сложного, но думающего и порядочного. Севриновский и театр показывают его таким, что генерал Василий Иванович Бочажок вызывает искреннюю симпатию, даже сочувствие, а дочь, которая выбирает эмиграцию с мужем, поступает хоть и понятно, и в духе времени, но, если можно так сказать, бездушно. В такой роли — если говорить про генерала — легко представить игравшего на вахтанговской сцене Михаила Ульянова, а персонаж Севриновского в старости, наверное, мог бы прийти к идеям и практике «Ворошиловского стрелка», которого сыграл когда-то Ульянов.
Говорить о Севриновском и его герое интересно. Об остальном — не очень. Без ответа остаётся вопрос о жанре: если это мелодрама, то должны быть завязка, кульминация и развязка, которых в спектакле нет. Смотришь на сцену и то и дело ловишь себя на мысли, что перед глазами сменяют друг друга этюды из зачета по сценической речи, в которых выходят теперь уже взрослые артисты. Прошу, конечно, прощения, но я считаю лукавыми все разговоры о постдраматическом театре. Ничего такого нет. Повествовательности прозы — когда нет пьесы (с завязкой, кульминацией и развязкой) — режиссёр преодолеть не смог. Спектакль идет без малого 4 часа, лучше бы, конечно, короче, но режиссёру, судя по всему, и тот диалог было жалко потерять, и эту сцену, и другую, третью, хотя они ничего уже не добавляют к раз и навсегда выведенным героям, которых нам показывают то в одних, то в других обстоятельствах. Не обманывая в главном: на фоне жизни страны, в диалоге с недавней историей.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.