«Прощай, любимая!»
2 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Напомню фразу, с которой начинается кинокомедия «Берегись автомобиля»: «Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится». Перефразируя её, можно сказать, что театральная публика и я тут — не исключение — любит новые истории. Именно потому, что время от времени хочется не знать, что случится, как поступят герои в той или другой ситуации и чем всё закончится. Пожалуй, эта «езда в незнаемое» и становится главным достоинством нового спектакля по пьесе молодого драматурга Сергея Решетнёва «Прощай, любимая!», которую на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета поставил уже хорошо известный в узких кругах режиссер и композитор Сергей Аронин.
Наверное, важно сказать, что эта самая «Прощай, любимая!» вышла победителем в драматургическом конкурсе «Московские истории», который Театр Моссовета приурочил к своему столетию. Не нашёл нигде информацию, сколько пьес в итоге прислали в театр, сколько среди них было достойных внимания и прочтения, — вряд ли можно говорить о каких-то выдающихся достоинствах пьесы-победительницы, но и ничего стыдного в этом тексте нет. Вполне знакомая история о покорении провинциалами столицы, история поступления во ВГИК и первых профессиональных испытаний на фоне вполне ещё юношеских, то есть таких же первых и потому изменчивых любовных увлечений героя. Вероятно, и пьеса — тоже одна из первых, основана на личных впечатлениях и переживаниях, в которых герой находится в центре, а вокруг — сплошные героини, которые ищут и находят в нем своё более или менее краткое счастье. Вероятно, отчасти это отражает гендерное соотношение на сценарном факультете ВГИКа, который вполне может гордиться тем, что молодые драматурги спешат увековечить не только себя во ВГИКе, но и ВГИК в себе.
В афише Сергей Аронин назван режиссёром и композитором, а спектакль — наверное, в силу неразрывного сочетания личных качеств Аронина — получился немного мюзиклом, в котором поют все или почти все, хоть не у всех это получается, а особенно непросто артистам переходить от разговоров к вокальным номерам, что, конечно, требует особой подготовки. Правда, у артистов старшего поколения, у тех, которые успели застать прежнего художественного руководителя Павла Хомского, такой опыт, конечно, есть, поскольку именно в Театре Моссовета когда-то впервые сыграли еще не лицензионную версию «Иисус Христос — суперзвезда», а потом — «Шахматы», «Доктора Джекила и мистера Хайда», то есть именно Театр Моссовета стал в Москве первой площадкой для мюзиклов и его мировых шедевров.
К сказанному, вероятно, — просто для того, чтобы рассказ о спектакле отражал увиденное, надо добавить вот ещё что. Чтобы на главного героя вешались все героини по очереди и одновременно, в молодом артисте должен быть хоть какой-то запас энергии, внутренней энергии, а время от времени — и внешних её проявлений, и того ещё, что Виталий Яковлевич Вульф называл неотразимым мужским магнетизмом. Впрочем, в программке напротив имени персонажа Антона значится — Митя Фёдоров. Может, когда он повзрослеет и станет Дмитрием все необходимые для роли в этой конкретной истории качества тоже появятся. А пока к немногим достоинствам увиденного можно отнести работу Марины Кондратьевой в роли мастера сценарного курса, которая, сразу видно, понимает свою роль и в роли которой — для тех, кто знаком с внутренней кухней обучения в творческом вузе — много узнаваемых и забавных черт.