«Во всём виноват театр»

  • 28 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На сайте Театра Романа Виктюка можно прочесть, что спектакль «Во всём виноват театр», премьеру которого сыграли в марте 23-го года, посвящен основателю театра, Роману Григорьевичу Виктюку и что это — сценическая фантазия Виктюка, которую восстановили из его архивных записей и адаптировали для сцены его ученики. Такая вот коллективная работа, «дань памяти Мастеру». При желании, да даже и не имея на то особого желания в нынешней «сценической фантазии о театре, о любви к театру и о любви в театре» (это — снова цитата из велеречивого и одновременно невнятного пресс-релиза) нетрудно обнаружить сюжетную канву известной пьесы Жана Кокто «Священные чудовища», которую Роман Виктюк ставил в конце 80-х с Адой Роговцевой в главной роли, причем ставил почти одновременно с легендарными «Служанками» в театре «Сатирикон». Кстати, в новом спектакле, за постановку которого не побоялся взять личную ответственность ученик премьера театра Дмитрия Бозина Александр Карпушин, манера и дух Виктюка очень даже чувствуются, и даже конкретно — дух тех самых «Служанок» чувствуется и в выборе «Богемы» в исполнении Шарля Азнавура (Виктюк любил французский шансон!), и в своеобразном театре интонаций, когда интонации — с растянутыми, еще чуть-чуть и пропеваемыми гласными, паузами, которые длятся дольше, чем принято в обычной речи, — диктуют замедленные движения и иную, небытовую пластику.
«Во всём виноват театр»
Знаменитую немолодую актрису в спектакле «Во всем виноват театр» играет Людмила Погорелова, которая, как и Ада Роговцева, окончила много лет назад Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, а потом, как и Роговцева, играла в Русском театре имени Леси Украинки, откуда Виктюк в самом начале 90-х и забрал ее с собой в Москву, в свой только-только открывшийся московский театр. А до того Погорелова успела принять участие в киевских «Священных чудовищах» Виктюка, тех самых, где нынешнюю ее роль играла Ада Роговцева. Людмила Погорелова — конечно, главное достоинство нынешней премьеры и, если в принципе возможно говорить о живом звучании традиции Виктюка, то верный тон идет от неё.
А почти всё остальное вызывает неудобные и неприятные для режиссера вопросы. Скажем, когда зрителей пускают в зал, на сцене уже топчется группа молодых артистов. О чём они говорят между собой перед началом? О чем их последующие ритмичные и слаженные движения, пластические даже не миниатюры, а микровкрапления посреди артистических разговоров, которые затягивают героиню в ту самую яму, которую она роет вроде бы не для себя? Непонятно — ни о чем переговариваются, ни о чем танцуют. А в театре должно быть понятно, зачем артист стоит на сцене и что означают энергичные и резкие движения массовки. Печально, что в сегодняшнем спектакле, посвященном памяти столь избирательного в выборе музыкального материала Виктюка, вдруг возникает тот самый Брамс, который так близко к тексту был пересказан автором музыки к сериалу «Ликвидация».
Но чудо всё-таки было. И интонация — та самая, виктюковская, живая. Вдруг — из каких-то случайных, а вернее неслучайных, а искусно собранных движений и слов, из, казалось, осколков разбитого вдребезги складывалось то, что составляло суть бесконечной игры, театральной игры, в которой наигрыш и перебор никогда не превращались в фальшь, а искус был корнем для искусства.
Фото с сайта театра

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.