«Таня»

28 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди театральных премьер, «о которых говорят», — «Таня» Константина Богомолова, причем важным дополнением к этой премьере стало ещё и то, что, кроме спектакля, публика имеет возможность обозреть отремонтированный и реконструированный Театр на Малой Бронной.
Судя по результатам, доступным публике, — по интерьерам фойе, зрительного зала, высокотехнологичному гардеробу — делалось всё уже под нового худрука, поэтому цвета фойе и зала — самые модные и в этом смысле ожидаемые.
Но Богомолов изменил бы себе, если бы не обманул ожиданий публики. Только проявилось это не в интерьерах, а в том, как он отнесся ко вполне классической — с точки зрения советской театральной классики — пьесе Алексея Арбузова и ее героям, сегодня, пожалуй, подзабытым, но когда-то в сознании советских зрителей прочно связанным с великими актрисами: в роли Тани прославились Мария Бабанова, Ольга Яковлева, Алиса Фрейндлих…
«Таня»
Богомолов, великий и ужасный деконструктор классических романов и пьес, чувствует время, — перефразируя известный вопрос Льва Толстого, Богомолов держит руку на пульсе сразу и как врач, и как гробовщик и, чувствуя это самое время, отнесся к героям «Тани» и к самой заглавной героине со всей серьезностью, не изменив при этом ни своим более или менее постоянным соавторам и соратникам, ни себе, то есть, например, привычной манере изображения: вот — герои, а вот — экран, на которых они же — крупным планом. Но в этот раз укрупнение не делает героев карикатурными, не искривляет пространство и даже не изменяет черно-белому времени, в которое была написана эта еще довоенная пьеса.
Всякая жизнь может быть рассказана в книге или со сцены как история взросления или даже мужания, даже если речь — о девушке, которую — точно в духе ныне привычного инфантилизма, когда все до старости Лены, Милы и Тани, драматург называет именно таким — детским, домашним, не паспортным именем.
В «Тане», впрочем, как и в относительно недавнем спектакле «Дядя Лёва» по ещё одной культовой пьесе другого советского классика Леонида Зорина «Покровские ворота», Богомолов позволяет себе быть лириком, больше того — даже сентиментальным. Комментируя очередной сюжетный поворот, режиссер выводит на экран слова: «Растаял ребенок, как снег от жаркого солнца». Умеющий быть и безжалостным, и холодным, он не то, чтобы проникается судьбой Тани, но заинтересованно следит за тем, как меняется она, как меняют героиню ее перемещения в пространстве. Эти титры-комментарии для Богомолова еще и привычная игра с текстом, со зрителями, то более, то менее тонкая. Знающий, что нынешний потребитель привык к бонус-трекам, режиссер для тех, кто постарше в какой-то момент под живописный снег на экране включает запись «Сна Татьяны» в щедро декорированном исполнении народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского, а в финале — обозначая ее титром «Звучит музыка из далекого будущего» — и для тех, кто постарше и для всех остальных заводит песню Yesterday.
Богомолов — из тех, кто умеет рассказывать истории. Любые истории. Длинные истории. Современные, шальные, безобразные, строгие и вот, как теперь выясняется, негромкой историей, где точно задание все получили говорить или даже играть вполголоса, — и такой историей он может увлечь на полтора часа без антракта. Открыл публике в заглавной роли недавнюю выпускницу ГИТИСа Анну Патокину и, видно, сам получил удовольствие от работы с Дмитрием Куличковым и зрителям такую возможность тоже предоставил, имея в виду, что мужчин-героев сегодня на нашей сцене раз-два и обчелся, а Куличков в этом смысле — редкая находка на роль Шаманова, который, по замыслу Арбузова, должен появиться и — влюбить в себя с первой минуты.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.